Налоговая реформа в Казахстане: к чему приведёт повышение НДС?

Редакция Qaz365.kz

Речь не идет только о механическом повышении НДС

Фото: gov.kz

Детали реализации грядущей налоговой реформы с проведение которой одобрил на расширенном заседании правительства Касым-Жомарт Токаев в январе 2025 года, находятся на стадии обсуждения с экспертным и бизнес-сообществом, передает Qaz365.kz.

В рамках реформы правительство предложило повышение ставки НДС. 

Однако речь не идет только о механическом повышении НДС, а о комплексе мер по оздоровлению налогово-бюджетной системы.

Предпринимаемые правительством меры, соответствуют рекомендациям Всемирного банка, который поддерживает комплексный подход к реформированию налогово-бюджетной системы страны. Согласно исследованию ВБ, налоговые доходы Казахстана значительно отстают от аналогичных показателей других стран, что ограничивает финансирование основных государственных услуг и долгосрочных приоритетов.

Реформа призвана повысить эффективность расходов, а также реализовать планы по запуску прорывных экономических проектов, продолжить госинвестиции в развитие инфраструктуры при сохранении социальных обязательств государства. 

К ним относятся индексация пенсий и пособий, увеличение стипендии и стоимости льготного проезда обучающихся вузов. Также государство ежегодно повышает расходы на поддержку регионов: субвенции на образование, социальное обеспечение отдельных категорий граждан, повышение заработной платы отдельных категорий гражданских служащих.

По данным МНЭ, общие расходы республиканского бюджета на 2025 годы составляют 25,8 трлн. тенге. Уже более 10 лет госрасходы значительно превышают госдоходы, что выражается в высоких уровнях ненефтяного дефицита бюджета на уровне 7-8% от ВВП. Таким образом, дефицит бюджета по итогам прошлого года составил 3,6 трлн тенге. 

Поскольку в правительстве давно понимают, что недопустимо закрывать потери за счёт средств Национального фонда – накопления будущих поколений, правительство предпринимает комплексные меры для укрепления фискальной устойчивости и улучшения функционирования налогово-бюджетной системы. 

В рамках текущих реформ предполагается не только изменение налогов, но и внедрение ряда изменений, направленных на расширение налоговой базы и повышение прозрачности налогообложения.

Презентуя новый подход, Серик Жумангаринсразу отметил, что решить проблемы государства только за счет налогов неправильно, поэтому государство будет компенсировать возникающие издержки. Для смягчения возможных негативных последствий для бизнеса, связанные с увеличением налоговой нагрузки, правительство предусмотрело меры поддержки, такие как снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Это обеспечит снижение финансового давления на компании и стимулирует деловую активность, что, в свою очередь, будет способствовать экономическому росту и укреплению бюджета страны.

Предлагаемые меры направлены на создание более эффективной и справедливой налоговой системы, которая будет способствовать устойчивому экономическому росту и улучшению фискальной стабильности.

По статистике министерства, в общем объеме собираемых налогов доля НДС составляет более 24%. При этом из более 2,3 млн зарегистрированных налогоплательщиков, плательщиками налогаявляются только 137,7 тыс. субъектов бизнеса. Это 6% от всех. Из них фактически оплачивают НДС лишь 88 тыс. или 4% от всего количества налогоплательщиков.

В Казахстане на данный момент порог для постановки на учет по НДС составляет 78 млн тенге, что превышает показатели даже многих развитых стран (Великобритания, Канада, Япония, Корея, страны Восточной Европы, скандинавские страны и др.). В некоторых странах порог отсутствует как таковой – НДС платят все. Реформа предполагает снижение порога. Как пояснил вице-премьер, поскольку в этих пределах на сегодня работает 80% МСБ, серьезного влияния эта мера на большинство представителей МСБ не окажет. 

Напомним, 7 февраля глава государства на встрече с представителями отечественного бизнеса поручил правительству дополнительно проработать вопрос по ставке НДС.

По словам президента, любые нововведения должны проводиться на основе всестороннего анализа и продуманной стратегии. На фоне возникших в связи с реформой вопросов в обществе, Касым-Жомарт Токаев поручил рассмотреть введение дифференцированной ставки налога.

Поэтому экспертное сообщество считает справедливым, что данный вопрос будет рассматриваться в Парламенте, с учётом мнений депутатов, выражающих позицию и предпринимателей, и простых казахстанцев.  

По мнению бизнес-сообщества, предлагаемые параметры реформы создадут условия для ухода мелких предприятий в тень, могут привести к скачку инфляции и росту безработицы. Между тем, исследования систематически показывают, что НДС, как налог на потребление, в целом менее искажает экономическую активность, чем подоходные налоги, поскольку он не оказывает прямого дестимулирующего воздействия на инвестиции или рабочую силу. Ожидается, что бизнес будет укрупняться и становиться более профессиональным.

На сегодня в Казахстане одна из самых низких ставок НДС в мире – 12%. При том, что НДС является важнейшим источником доходов, в 2022 году на его долю пришлось всего 4% ВВП, что гораздо ниже среднего показателя по странам с сопоставимым уровнем доходов в 7%.