В рамках Евразийского экономического союза Казахстан по-прежнему сталкивается с трудностями в равной конкуренции с другими государствами объединения. О проблеме недавно говорил и президент Касым-Жомарт Токаев. Насколько выгоден этот союз для Казахстана и возможен ли выход страны из него? Этот вопрос журналисты задали министру торговли и интеграции Арману Шаккалиеву на брифинге в пресс-центре правительства об этом сообщает Qaz365.kz
Министр ответил однозначно: вопрос о выходе Казахстана из ЕАЭС даже не рассматривается.
«За последние десять лет товарооборот со странами ЕАЭС вырос и в этом году достиг почти 20 миллиардов долларов. Для нас это огромный рынок сбыта. Мы дополняем друг друга по ряду направлений, поэтому разговоров о выходе нет», – заявил Шаккалиев.
При этом он отметил, что уровень поддержки внутреннего производства в странах-участницах различается: у каждой страны есть свои приоритетные отрасли.
«Важно понимать, что мы – часть глобальной торговой системы. Казахстан и Россия подписали соглашения в рамках ВТО, и там четко определены правила: какие отрасли можно поддерживать, а где это запрещено. Наша задача – обеспечить необходимый уровень поддержки базовых отраслей, включая сельское хозяйство. Но при этом субсидии должны давать реальный экономический рост», – подчеркнул министр.
По его словам, Казахстан направляет более 114 миллиардов тенге на поддержку агропромышленного комплекса, причем 70% получателей субсидий – представители малого и среднего бизнеса.
Журналисты напомнили министру о словах президента, что в сфере молочной продукции Казахстан проигрывает. На вопрос, в каких еще отраслях страна уступает, Шаккалиев ответил:
«Скрывать нечего: по молоку и молочной продукции действительно есть сложности. Нужно увеличивать производство сырья и готовой продукции, соблюдать технические, санитарные и ветеринарные нормы. Но при этом нельзя говорить, что мы проигрываем во всем: есть позиции, где мы вполне конкурентоспособны. Задача – сформировать устойчивых игроков, чтобы потребитель видел: это казахстанский продукт».
Сейчас Россия предлагает ввести в ЕАЭС правило, по которому ячмень для пива и виноград для вина должны выращиваться исключительно на территории стран союза. Для Казахстана это условие критично: виноград в промышленных масштабах здесь не выращивается, и бизнес предупреждает о рисках для отечественного пивного и винного производства.
Комментируя ситуацию, Шаккалиев отметил:
«Технический регламент по ячменю не может быть принят без консенсуса. В ЕАЭС решения не принимаются тремя-четырьмя голосами – изменения возможны только при нашем участии. Сейчас вместе с пивоваренной отраслью мы вырабатываем единую позицию, и без голоса Казахстана никакие решения приняты не будут».