Айбар Олжаев считает, что Казахстан дистанцируется от России
Прошло около десяти месяцев с тех пор, как идет вооруженный конфликт между Украиной и Россией. Это создало всесторонние прямые и косвенные трудности для экономики Казахстана. По словам эксперта Айбара Олжаева, Казахстан дистанцируется от России, передает Qaz365.kz со ссылкой на его интервью порталу Halyq Uni.
За 5-6 лет не останется крупных совместных проектов с Россией, считает эксперт. В этом году торговля с Россией выросла на 5 процентов, в том числе импорт России из Казахстана. Причина в том, что Россия параллельно импортирует санкционные товары через Казахстан.
“В перспективе Казахстан при принятии транспортно-логистических решений будет учитывать риски, связанные с Россией. Это не очень хорошая новость для России. Так как есть риск попасть под санкции, мы не будем начинать новые крупные совместные проекты. Плоды всего этого станут известны через 5-6 лет. Потому что нынешние проекты заканчиваются до этого времени, и новые проекты больше не начинаются. Казахстанские предприниматели теперь делают крупные проекты с Китаем, Узбекистаном, Азербайджаном, Россия начинает вытесняться с рынка”, – Айбар Олжаев
В последнее время в сеть ресторанов быстрого питания казахстанского McDonalds перестало поступать мясо из России. Это говорит о том, что зарубежные франшизы в Казахстане также работают через Россию.
“Компания под названием “Мироторг” поставляет мясную продукцию в промышленных объемах на линии McDonalds в России и Казахстане. Мировые франшизы когда-то проникали в Казахстан через Россию, и сейчас Казахстан не может напрямую работать с иностранными компаниями”
По его словам, снизилось доверие международных компаний, которые сейчас покидают Россию, не только к России, но и к нашему региону в целом.
”Доверие международных компаний к нашему региону снизилось. Помимо санкций существует девальвация национальных валют. Когда происходит девальвация, выручка международных компаний в долларах снижается. Снижается и платежеспособность населения. Все это в их мнении вызвало сомнения, побуждая вопрос "насколько нам нужна эта область?"
По словам эксперта, Казахстан зависит от России в импорте продуктов питания и не имеет страны-заменителя. Например, виды продуктов питания в продовольственном экспорте Турции отличаются от российских. Ни Китай, ни продукты питания не соответствуют нашему спросу. Эти страны не могут предложить то, что предлагается Россией, из-за чего трудно заменить соседа на севере.
"Тем не менее, с сахаром и птицей Индия помогла, с мясной стороны нужно наладить отношения с Монголией. Но у мяса тоже есть свои стандарты. Так, в Монголии нет завода по производству мяса, используемого на предприятиях быстрого питания, в промышленных объемах с соответствующим стандартом, поэтому сейчас McDonalds, хотя и дороже, переходит непосредственно на заводы Восточной Европы”
Альтернативы замене Каспийского трубопроводного консорциума нет. По словам Айбара Олжаева, в Казахстане нет другого пути, который мог бы заменить российский транзит.
"С тех пор, как в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК) началась серьезная проблема, пришлось пересмотреть план добычи нефти на 2022 год. В частности, уменьшение произошло на 2,5 млн тонн. Но это не так уж и много. Казахстан, несмотря на то, что начал искать альтернативные пути транспортировки нефти, до сих пор не добился значительных успехов. Заключены контракты на перевозку 1,5 млн тонн на следующий год по дороге Баку-Тбилиси-Джейхан. Однако это меньше по сравнению с 67 млн тонн, которые мы отправляем через КТК”
Кроме того, Тенгизшевройл отправил в Финляндию 1 тыс. тонн по железной дороге, попробовал еще раз по дороге Баку-Тбилиси-Джейхан. Было сказано, что объемы перевозок в Китай увеличатся, но у него есть своя предельная мощность, и он не может превысить ее.
"По крайней мере, в транспортировке казахстанской нефти нет альтернативы, которая могла бы заменить Каспийский Трубопроводный Консорциум. Угрозы вокруг этого трубопровода также влияют на снижение суверенного рейтинга Казахстана. В частности, рейтинг сместился с “постоянного” на “отрицательное”. Если КТК остановится, Казахстан не сможет продавать свою нефть"
Есть результат в контейнерных перевозках через Каспий.
"Есть и другие товары, которые перевозятся отдельно от нефти в контейнерах. Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) перевозит контейнерные товары из Казахстана через Каспийское море в Азербайджан, а затем через Турцию в Европу. В этом направлении мы сейчас хорошо работаем. Мы освоили все имеющиеся сейчас мощности ТМТМ. Но при этом азербайджанская сторона и порты Курык в Актау маломощны и не могут нести много грузов. В то же время в Казахстане не хватает танкерного флота. Для этого в следующем году мы получим контейнеровозы”
По его словам, в 2023 году Казахстан должен заняться диверсификацией направления перевозок. Уже в этом году удалось добиться успеха в контейнерных перевозках.
“Надо сказать, что по Южному коридору тоже идут большие переговоры. Это направление Туркменистана и Ирана. Туркменистан должен быть не против, а Иран заинтересован в развитии своего пути “Север-Юг” с Россией. Однако стоит отметить, что у этого южного коридора тоже есть будущее”
В конце эксперт подвел итог и озвучил лучший сценарий для нашей страны.
"В целом, в 2023 году поиски в этом направлении продолжатся. Нам очень важно, когда прекратится война России, когда сменится режим в ней. Если Россия прекратит войну, будут сняты санкции и их отношение к нам будет правильным, то перевозка через КТК в идеале будет дешевле. Даже Баку-Тбилиси-Джейхан нам относительно дорог”, – Айбар Олжаев