Банк в настоящее время участвует в судебных разборках с китайскими компаниями
На расширенном заседании правительства глава государства Касым-Жомарт Токаев раскритиковал неторопливые темпы, с которыми в Казахстане реконструируются трассы республиканского значения. Президент назвал конкретные участки, включая трассу Алматы – Астана, и призвал ускорить работы по ним. Однако низкие темпы работы по строительству и реконструкции казахстанских дорог – это симптом, за которым скрываются подлинные причины этой проблемы. И часть из них связана с иностранными инвесторами, а конкретно – китайскими. Тяжесть этих проблем в полной мере испытал один из системообразующих банков Казахстана, передает Qaz365.kz.
Речь идет об АО «Банк ЦентрКредит», который в настоящее время участвует в судебных разборках с китайскими компаниями China XingXing Corporation (Group) и CITIC Сonstruction CО LTD по выплате гарантий. В обоих случаях гарантии были выпущены за казахстанское ТОО СП «КазГерСтрой» — участника двух строительных консорциумов, подрядившихся реконструировать участки дорог республиканского значения.
В первом случае вышел достаточно громкий скандал, повлекший уголовные дела. Речь идет о реконструкции участка республиканской трассы Калбатау – Майкапшагай. В этом случае банк выпустил две гарантии — первая на возврат авансового платежа, сумма составила чуть больше 65 миллионов долларов США, вторая в качестве исполнения обязательств по контракту, сумма составила 2,3 миллиарда тенге.
Как уже известно из СМИ, работы на участке начались с опозданием в два года, тем не менее ТОО СП «КазГерСтрой» успело выполнить работы на 17,4 млрд тенге, гарантии возврата авансового платежа были самортизированы только на сумму 11,5 млн долларов и 418 млн тенге. Каких-либо претензий по исполнению контрактов не было. Однако в мае 2022 года от China XingXing Corporation (Group) в адрес АО «Банк ЦентрКредит» поступили требования о выплате по гарантиям.
Позже, во время судебных процессов стало известно, что АО «НК «ҚазАвтоЖол» и China XingXing Corporation (Group) заключили напрямую дополнительное соглашение об исключении ТОО «СП КазГерСтрой». Чего они делать не имели права.
Плюс к этому в ходе судебных споров стало известно о возбужденном уголовном деле в июле 2022 года департаментом агентства по противодействию коррупции по Абайской области. В марте 2023 года весь ущерб по этому делу был возмещен, что полностью покрыло аванс, перечисленный China Xinxing Corporation (Group). Однако при закрытии уголовных дел не было определено, кому возмещается сумма ущерба, что позволило бы снять судебные споры между АО «Банк ЦентрКредит» и China Xinxing Corporation (Group).
Поскольку этого сделано не было, специализированный межрайонный экономичский суд Астаны удовлетворил иски XingXing Corporation (Group) по понуждению в выплате ранее выпущенных гарантий в полном объеме, более того, с банка дополнительно взысканы представительские расходы на 1,2 млрд тенге в пользу фирмы (зарегистрированной за четыре месяца до вынесения решения суда), представляющей интересы китайской компании.
Схожая история сложилась и с CITIC Сonstruction CО LTD. Эта компания подрядилась реконструировать участок коридора Центр-Юг (трасса Астана – Алматы). В рамках исполнения контракта «Банк ЦентрКредит» выпустил гарантии исполнения обязательств за ТОО «СП КазГерСтрой» на сумму 4,2 миллиарда тенге в феврале 2019 года. Работы начались с задержкой в полтора года, потом по схожей схеме «КазАвтоЖол» и CITIC Сonstruction CО LTD заключили напрямую дополнительное соглашение об исключении ТОО СП «КазГерСтрой». При этом субподрядчики СП «КазГерСтрой» исполнили обязательства по контракту на 92 процента. Плюс департамент агентства по противодействию коррупции по Карагандинской области зарегистрировал уголовное дело в отношении должностных лиц АО НК «КазАвтоЖол» и ТОО СП «КазГерСтрой», где виновные также готовы возместить нанесенный ущерб в полном объеме.
Тем не менее, СМЭС Астаны в декабре 2023 года взыскивает сумму требования в полном объеме, оставляя встречный иск банка без удовлетворения.
Собственно, из этих примеров видно, что вместо реконструкции дорог китайские инвесторы предпочитают судиться с казахстанскими банками. А как еще назвать ситуацию, когда одна и та же работа, да еще и невыполненная должным образом, оплачивается дважды?