Сегодня автомобиль стал привычной частью жизни. По данным Бюро национальной статистики, в Казахстане зарегистрировано более 6,7 млн машин. При населении свыше 20 млн это означает, что в стране в среднем один автомобиль приходится на троих жителей. Иначе говоря, казахстанцы сейчас вовсе не испытывают дефицита в личном транспорте. Но так было не всегда. Кто из казахов впервые сел за руль и как автомобили появились в казахской степи? Qaz365.kz изучил исторические данные.
Курмангали Баймухамбетулы
Первые автомобили появились в Европе в 1880-е годы, а затем вскоре добрались до России. Через Россию же они попали и в Казахстан. Считается, что первым привез автомобиль на казахскую землю Курмангали Косшыгулов.Курмангали Баймухамбетулы происходил из одной из самых состоятельных семей Акмолы.
Его отец, известный предприниматель Баймухамбет Косшыгулулы, участвовал в строительстве Акмолы и владел несколькими предприятиями, включая кондитерскую фабрику и торговые заведения. Курмангали продолжил дело семьи: в молодости он занялся бизнесом, учился в Петербургском технологическом институте и получил специальность инженера-технолога. Именно в Петербурге он освоил вождение автомобиля, а позже даже стал призером автогонок в России.
Источники указывают, что в Акмолу первый автомобиль он привез примерно в 1903–1905 годах. Курмангали занимался и продажей автомобилей. Один из его клиентов – тогдашний глава Акмолы, купец Кубрин. Более того, Курмангали планировал построить в городе первый автомобильный завод. Историк Жамбыл Артыкбаев пишет: «Курмангали Косшыгулов не ограничился продажей автомобилей. В 1913 году он приступил к созданию первого в Казахстане автозавода. По его приглашению из Германии прибыли инженеры и строители для обсуждения проекта». По некоторым данным, он подписал соглашение с компанией Opel. Однако проект не был реализован: помешала война между Германией и Россией, начавшаяся в 1914 году. Автомобиль, на котором ездил сам Курмангали, был Ford Model T, привезенный им из Петербурга.
Салимгерей Сейтханович
Одним из первых казахов, управлявших автомобилем, был и известный уфимский меценат Салимгерей Жантурин. Он водил Ford Model S. По данным татарского историка Лилии Габдрафиковой, первые автомобили появились в Уфе в 1906–1907 годах.
«Среди мусульман Уфы владельцами «самодвижущихся экипажей» были торговец В. Вахитов и землевладелец, общественный деятель С. Жантурин. Вахитов владел легковым Oldsmobile мощностью 10 л.с., Жантурин – Ford с двигателем 18 л.с.», – пишет исследователь.
Салимгерей получил блестящее образование: окончил физико-математический факультет Московского университета, затем юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1891–1902 годах работал мировым судьей и земским руководителем в Белебеевском уезде Уфимской губернии. С 1905 года он занимался политикой, поддерживал мусульманские движения, был депутатом Первой Государственной думы. Жантурин вложил крупные средства в благотворительность, стал учредителем медресе «Галия» и «Гусмания». Известно, что он помогал и деятелям Алаш.
Жаханша Досмухамедов
Во время Гражданской войны Батыс Алашорда, которую возглавляли Жаханша и Халел Досмухамедулы, заключила союз с Комитетом членов Учредительного собрания (КомУч). В рамках этого соглашения КомУч передал Алашорде вооружение и технику. Как пишет писатель Анес Сарай, Батыс Алашорда получила от КомУча два автомобиля, две пушки, две тысячи винтовок и 37 пулеметов. Эти два автомобиля закрепили за Жаханшой Досмухамедулы.
По данным алашоведа Дәметкен Сулейменовой, эти машины стали первыми автомобилями, попавшими в Жымпиты. Оба автомобиля были марки Mercedes. Одного из них в 1919 году перевезли в Кызылкогу после эвакуации Батыс Алашорды. Второй, по преданию, обернули в войлок и закопали вместе с документами. После прихода к власти большевиков имущество Алашорды было конфисковано, и автомобиль, доставленный в Кызылкогу, был изъят. А вот судьба второго «похороненного» Mercedes до сих пор неизвестна.
Жаханша Досмухамедулы был выдающимся деятелем Алашорды, окончил юридический факультет Московского университета в 1910 году. После ликвидации Алашорды жил в Ташкенте, занимался наукой и просветительством. В 1932 году был выслан в Воронеж, в 1938 году –расстрелян.
Жумабай Шаяхметов и Динмухамед Конаев
В советскую эпоху число автомобилей в Казахстане выросло, однако доступ к ним имели в основном высокопоставленные руководители. Первый казах, ставший руководителем республики, Жумабай Шаяхметов ездил на лимузине ЗИС-101 – автомобиле правительственного класса, на таких же машинах передвигался Сталин.
Динмухамед Конаев тоже управлял несколькими автомобилями. По данным журнала QAZ-Auto, первым его автомобилем был ЗИМ (ГАЗ-М12). Сначала он пользовался серой моделью во время руководства Академией наук, затем черной – во время правления Советом министров. Эта машина относилась к категории дорогих лимузинов: ее стоимость была сопоставима с двумя «Победами» и одним «Москвичом». На таких автомобилях ездили государственные деятели и известные ученые, среди них были Каныш Сатпаев и Мухтар Ауезов.
Будучи первым секретарем Казахстана, Конаев получил и бронированный ЗИС-115 – один из 32 таких автомобилей, существовавших в СССР. Им пользовались только руководители союзных республик. Однако Конаев садился в этот автомобиль лишь тогда, когда встречал зарубежных делегаций, предпочитая ездить на «Чайке» – также бронированной и крайне дорогой модели, стоимость которой равнялась цене шести «Волги».
Жамбыл Жабаев
В советские годы представители культуры и науки пользовались большим уважением, и государство обеспечивало их всем необходимым. Одним из тех, кто получил автомобиль, был знаменитый акын и жыршы Жамбыл Жабаев. В 1936 году для него построили дом, а затем подарили автомобиль ГАЗ-М1. Сейчас эта машина хранится в музее-комплексе Жамбыла в Алматинской области.
По данным журнала QAZ-Auto, автомобиль был передан акыну в 1938 году. Это была одна из самых престижных моделей своего времени. Хотя Жамбыл, привыкший к верхней везде, не слишком любил автомобиль, известно, что он пользовался им для поездок на собрания и торжественные мероприятия.
Ыкылас РАХМАНУЛЫ