«Новые школы пустуют, учителя без зарплат»: директора обрушились с жалобами на министра просвещения Жулдыз Сулейменову

Редакция Qaz365.kz

Еще один директор признался, что был вынужден взять кредит, чтобы выплатить зарплаты 60 педагогам.

Фото: Qaz365.kz

В день назначения Жулдыз Сулейменовой министром просвещения в Астане прошла встреча с директорами частных школ. Поводом стали серьёзные финансовые трудности: многие учебные заведения по всей стране оказались под угрозой закрытия из-за невыполненных обязательств по госфинансированию, сообщает Qaz365.kz.

По словам участников, в столицу приехали около 30–40 руководителей частных школ из разных регионов. Они заявили, что ранее через Финансовый центр на каждого ученика ежемесячно выделялось от 60 до 100 тысяч тенге. Однако с 2023 года ситуация начала ухудшаться, а в этом году проблема достигла критической точки.

«Когда Асхат Аймагамбетов был министром, по всей стране стояла задача сократить количество школ, работающих в три смены. Мы помогли в этом, открывали новые частные школы, и два года всё работало. Но уже два года как начались проблемы с финансированием. На сентябрь средства до сих пор не выделены. Государственные школы деньги получили, а мы — нет. Мы приехали в Астану, чтобы попросить решить этот вопрос. Это не спор — это наша боль», — рассказал Айдос Муханов, представитель одной из частных школ Туркестана.

По его словам, в его школе учатся сотни детей, а зарплату 70 педагогам выплачивать уже нечем. 

«Мы не берём деньги с родителей за обучение. Лишь некоторые школы берут плату за подвоз на автобусе. Но ситуация такая, что мы не знаем, как выплатить зарплату учителям», — признался он.

Директор таразской школы «Эрудит» Татьяна Пелявкина добавила, что специально для учеников было построено новое здание, но оно пустует уже год.

«В прошлом году мы заключили предварительное соглашение и выполнили все условия: построили школу, обеспечили её оборудованием, подготовили персонал. Но Финансовый центр до сих пор не выполнил свои обязательства и не обеспечил нас госзаказом. В результате мы оказались в тяжёлой ситуации. Новая школа пустует уже год, а дети учатся в арендованном здании», — отметила она.

Схожую проблему озвучила директор из Жамбылской области Раушан Саурыкова.

«В моей школе обучаются 400 детей, сто из них живут в интернате с бесплатным питанием и учебниками. Из-за того, что Финансовый центр не открыл портал, мы уже год остаёмся без средств. В Жамбылской области всего 68 частных школ, в них учатся около 18 тысяч детей. Но 12 школ более года вообще не получают финансирования. На сегодняшний день мы должны учителям свыше 37 миллионов тенге», — сказала она.

Ещё один директор признался, что был вынужден взять кредит, чтобы выплатить зарплату 60 педагогам.

«Минимальная зарплата у нас — 300 тысяч тенге. Чтобы оплатить её хотя бы за один месяц, пришлось взять рассрочку. Банки второго уровня не помогают. Мы просим государство обратить внимание на ситуацию, иначе школы такими темпами начнут закрываться», — подчеркнул он.

После того как руководители частных школ рассказали о своих проблемах, их пригласили в Министерство просвещения. Журналистов вместе с ними не пустили, потребовав оставить телефоны, поэтому они остались ждать снаружи. Более чем через час к ним вышла первый вице-министр просвещения Майра Меделбекова.

Она пояснила, что средства по этому направлению были распределены ещё два-три года назад, и теперь недостающие суммы должны выделять местные исполнительные органы.

«Целевые трансферты уже были направлены в местные бюджеты. Сейчас наблюдается разница в контингенте учащихся. Дополнительные средства, возникающие из-за увеличения числа учеников, должны рассматриваться на уровне акиматов — за счёт их собственных бюджетов. Заседания маслихатов пройдут в октябре–ноябре. После этого вопрос будет решён. Кроме того, мы внесём предложение в республиканскую бюджетную комиссию о дополнительном финансировании», — сказала она.

Участники встречи сошлись во мнении, что частные школы выполняют важную социальную функцию и государство должно поддержать их, чтобы десятки тысяч детей не остались без образования в условиях кризиса.

Участники встречи сошлись во мнении, что частные школы в Казахстане выполняют важную социальную функцию, и государство должно поддержать их, чтобы десятки тысяч учеников не остались без качественного образования.