Его научные работы самые цитируемые: чем занимается казахский ученый, вошедший в рейтинг лучших ученых мира

Бақыт Есет

Иностранцы интересуются его проектом по получению продукции из шерсти, рогов и копыт животных

Qaz365.kz

Профессор Западно-Казахстанского аграрно-технического университета имени Жангир хана в Уральске, доктор технических наук Сарсенбек Монтаев вошел в рейтинг “2% лучших ученых мира”. Корреспондент Qaz365.kz Нурлыбек Рахманов встретился с ученым.

Вчера мы писали, что ученый попал в список самых авторитетных ученых мира по мнению аналитиков Стэнфордского университета.

Сарсенбек Монтаев возглавляет индустриально-технологический институт в ЗКАТУ им. Жангир хана. Доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Национальной инженерной академии.

Ученый работает над созданием энерго и ресурсосберегающих технологий на основе переработки природного и техногенного сырья Казахстана, получением многопрофильных композиционных материалов, созданием технологических решений "зеленого строительства" и повышения энергоэффективности зданий и сооружений.

С 1997 по 2022 годы курировал и подготовил более 40 магистров техники и технологии, 6 кандидатов технических наук, 3 докторов PhD.

– От кого вы услышали эту новость? Как восприняли?

– Мне пришло сообщение на английском языке: "Вы присоединились к такому рейтингу". Я вначале подозревал, что это были мошенники, которые обычно пишут: "Мы добавили ваши работы, вы должны заплатить столько-то денег, чтобы опубликовать их". Как оказалось, это мои коллеги из Японии, которые заметили мое имя в рейтинге. Я проходил научную стажировку в Японии по специальности "нанотехнологии" в рамках программы "Болашак".

– Как вы думаете, какие ваши работы привлекли экспертов Стэнфордского университета, которые составили рейтинг лучших ученых мира?

– Наше государство обозначило приоритетные направления науки. Одна из них - создание технологии, рационально расходующей природное сырье, водные ресурсы и природные богатства. Приоритет отдается технологиям, необходимым для экономики, развивающим индустриально-технологический процесс. Наши работы соответствуют этому направлению. В том числе в Западно-Казахстанской области имеется много неисследованного сырья. Один из них - опока кремниевой породы и такой материал матмареланит. Запасы глины большие. В Актюбинской области есть органическое вещество диатомит. Их можно использовать не только в качестве строительного материала, но и для сельского хозяйства, очистки воды, кормов для животных. Я занимаюсь научной работой и готовлю учеников. Результаты научной работы публикуем отдельно от научной прессы страны в виде статей в рейтинговых зарубежных изданиях. Приоритетные направления, обозначенные вышеназванным государством, актуальны только в нашей стране или мире. Поэтому на наши научные статьи ссылались ученые со всего мира. Мы рады, что попали в тройку лучших. Потому что считаем, что движемся в правильном направлении, это дает нам мотивацию продолжать быть продуктивными. Я знаю, что все это не только благодаря моему успеху, но и благодаря тому, что наш университет создал условия для занятий наукой, укомплектован лабораториями и объединенной работе моих учеников. Зарубежные ученые, вероятно, будут использовать результаты наших исследований в дальнейших исследованиях. Таким образом, наука развивается путем улучшения друг друга.

– Каким направлением науки вы занимаетесь? Какие у вас инновационные новинки?

– Сначала начну со стройматериалов. Потому что спрос на него высок. Гравий играет огромную роль в строительной отрасли. В Западно-Казахстанскую область гравий перевозят издалека, цены растут. Мы произвели материал для замены гравия. Мы разработали технологию искусственного гравия, изучив сырье под названием опока кремниевой породы. Качество оказалось выше натурального сырья. Он легкий и обладает такими же теплосберегающими свойствами, как и натуральный гравий. Эту технологию мы используем, выиграв гранты на коммерциализацию, открыв цех в нашем университете и выпуская в небольших объемах. Если бы инвесторы проявили интерес, это превратилось бы в крупное производство, и наша страна получила бы большую прибыль.

– Какие у вас проекты по сельскому хозяйству?

– Так как Западно-Казахстанская область является приоритетной зоной животноводства, то мы изучили, какую пользу этой отрасли принесет наше сырье. Приоритетным направлением нашей научной работы стало использование в качестве добавки к кормам животных опоки кремниевой породы, матмареланита и диатомита, глины и бора с большими запасами в регионе. Сотрудничаем со специалистами ветеринарного института. Мы попробовали это сырье на корм скоту и птице, результат очень хороший. Все минералы, добавляемые в комбикорм для животноводства, поступают из-за рубежа. Поэтому цена тоже высокая. Если мы заменим сырье, мы внесем большой вклад в сельское хозяйство и сможем продолжить нашу научную работу. Мы хотим добавить в корм не только сырье, но и лекарственные травы, которые распространены в наших степях. В том числе полынь. Полынь используем в зрелом состоянии. После первого снегопада собирая, измельчая и добавляя в комбикорм, он становится биологически активной добавкой как для птиц, так и для сельскохозяйственных животных. Предотвращает и повышает продуктивность многих заболеваний. Мы также разработали технологию обработки опоки кремнистой породы для создания композитного сорбента для питья и очистки воды, необходимой для хозяйства. Через него мы добьемся некоторого удешевления фильтрации воды.

– Почему иностранцы так заинтересованы вашим проектом по получению продукции из шерсти, рогов и копыт животных?

– Базальтовый волокнистый материал используется в теплицах для длительного удержания влаги корнями растения. А после того, как растение даст урожай, этот материал выбрасывают в мусор. Это действие также наносит вред окружающей среде. Мы обнаружили, что при нагревании базальтового волокна при высоких температурах корни растений, которые распространились по его составу, исчезают. То есть материал можно использовать при переработке. И замена гидрополика в той же теплице шерстью будет очень выгодным проектом для Казахстана. Потому что в нашей стране много теплиц, а гидрополь покупают за рубежом. Почему бы не использовать для этого шерсть нашего скота? Ректор, придавший этому большое значение, дал нам поручения. Эксперименты продолжаются для создания этого гидроизоляционного материала из шерсти крупного рогатого скота. Чтобы сделать пенобетон, вам понадобится пена, которая придает ему пористость. Пену добавляют в бетон, при затвердевании из вспенивающейся смеси образуется пористый материал. А эту пену (кератиновый пеноброзаватель) покупают за рубежом. Мы доказали в нашей лаборатории, что это можно производить из рогов и копыт животных и даже из шерсти. Мы также разработали технологию, которая теперь может эффективно и качественно изготавливать широко используемый в мире узор (брусчатка). Мы разработали и доказали эффективность технологии керамического дорожного покрытия из глины. Керамическая брусчатка устойчива к соли, кислоте, химическому воздействию. Оказывает влияние на экологию: летом бетон нагревается на солнце, повышая температуру вокруг него. Керамическая брусчатка не нагревается на солнце, имеет свойство сохранять тепло зимой. В развитых странах аллеи, где отдыхают люди, не используются бетонными узорами. Потому что керамическая брусчатка – экологически чистый материал. Можно сделать очень прочный, долговечный продукт. Не требует такой частой замены, как цемент, и, таким образом, снизил бы расходы на бюджет. Кирпичные заводы могут производить это как побочный продукт, сжигая вместе с кирпичом.

– Спасибо за беседу! Желаем успехов в научной работе! Интервьюер Нурлыбек Рахманов.