Опытные эксперты поднимали проблему буллинга в школах
Инициаторами встречи стала исследовательская команда «Позитивное Мирное Образование» Высшей Школы Образования Назарбаев Университета. Опытные эксперты поднимали проблему буллинга в школах и обсуждали как это явление можно остановить. Подробности рассказала в интервью Qaz365.kz профессор Высшей школы образования Назарбаев Университета Линн Парментер.
В семинаре на тему «Разрешение конфликтов для формирования и поддержания мирных школ» приняли участие представители Акмолинской, Жамбылской, ВКО, Улытауской и Мангистауской областей, а также сотрудники школ из городов Тараз, Жезказган, Астана, Кокшетау и Актау.
Примечательно, что фокус семинара был сосредоточен на поддержании позитивного мира в школах, а не на углубление в проблематику.
По итогам семинара в новом учебном году учащиеся и преподаватели в команде представят небольшой проект и/или стратегии разрешения конфликта, предотвращения буллинга, создания спокойной мирной обстановки в школах. Мы поговорили с профессором Высшей школы образования Назарбаев Университета Линн Парментер, чтобы узнать больше об этом явлении и как его можно предотвратить.
Какие формы буллинга наиболее распространены в школах?
- Определенные виды буллинга в школе случаются чаще, чем другие. Хотя распространенность буллинга варьируется в зависимости от возраста учащегося, страны и культуры, а также типа получаемого образования, некоторые виды буллинга в школе происходят чаще. Поскольку фокус нашего проекта сосредоточен на образовании для поддержания позитивного мира в школах, а не конкретно на формах буллинга, у нас нет точных данных в рамках проекта, чтобы ответить на этот вопрос. Но в глобальном масштабе ОЭСР в отчетах из PISA 2018 показало, что во многих странах словесный и межличностный буллинг наиболее распространены. В среднем по странам ОЭСР:
- 14% учащихся сообщили, что их высмеивали по крайней мере несколько раз в месяц.
- 10% сообщили, что стали объектом неприятных слухов.
- 9% сообщили, что их намеренно оставляли в стороне/игнорировали.
Более 10% учащихся в 67 из 75 стран и экономик, по которым имеются данные, сообщили, что их высмеивали по крайней мере несколько раз в месяц. Та же доля учащихся в 55 из 75 стран и экономик сообщили, что стали объектом неприятных слухов, а в 40 из 75 стран и экономик их одноклассники часто оставляли их в стороне.
Физическое издевательство было менее распространено. В среднем по странам ОЭСР около 7% учащихся сообщили, что их били или толкали другие учащиеся по крайней мере несколько раз в месяц. Примерно такое же количество учащихся сообщили, что другие учащиеся забрали или уничтожили их вещи, и что им угрожали другие. (Отчет ОЭСР PISA).
Какие факторы способствуют возникновению буллинга среди школьников?
- Существует множество факторов, способствующих буллингу среди школьников, включая обстановку в школе, семейный опыт и образцы для подражания/ролевые модели. Исследования показали, что авторитарное воспитание и школьное образование связаны с более высокой распространенностью буллинга. Воспитание детей и школьное образование, которые поощряют уважение к себе и другим, принятие разнообразия, открытость к другим точкам зрения, а также навыки общения и сотрудничества, связаны с более низким уровнем буллинга. Образование для поддержания позитивного мира направлено на развитие таких навыков и качеств.
Какие последствия буллинг может иметь для жертвы в краткосрочной и долгосрочной перспективе?
- У нас недостаточно опыта, чтобы ответить на этот вопрос.
Как учителя и школьный персонал могут эффективно вмешаться и остановить буллинг?
- Самое важное, что могут сделать учителя, руководители школ и школьный персонал - это создать благоприятную школьную среду, направленную на предотвращение буллинга, а не на вмешательство, когда это уже происходит. Как и в случае с любой проблемой, важно устранить причину, а не просто симптомы.
Образование для поддержания позитивного мира способствует созданию благоприятного школьного климата, который, согласно данным PISA “…также связан со снижением распространения буллинга. Согласно PISA 2018, учащиеся, посещающие школы с высокой распространенностью буллинга, с большей вероятностью будут испытывать более слабое чувство сопричастности, более низкую дисциплину и меньшее сотрудничество со своими одноклассниками, чем учащиеся школ с низкой распространенностью буллинга.”
Существуют ли эффективные программы профилактики буллинга, и если да, то какие?
- Наиболее эффективным способом предотвращения буллинга является создание в школе такой обстановки и взаимоотношений, в которых учащиеся чувствуют себя в безопасности, уважают и ценят друг друга, понимают многообразие и поощряются к сотрудничеству чаще, чем к соперничеству. Наш исследовательский проект по образования для поддержания позитивного мира способствует предотвращению буллинга, повышая осведомленность и принимая меры по созданию мирной обстановки и взаимоотношений, а также более глубокому пониманию мира на социальном и экологическом уровнях.
Как можно поддержать учеников, которые стали жертвами буллинга?
- Важно признать факт буллинга и предоставить учащимся безопасное пространство для обсуждения этого вопроса. Активное слушание - важный навык для поддержки учащихся, столкнувшихся с травлей, а навыки разрешения конфликтов часто полезны для решения основных проблем с теми, кто подвергается буллингу. Именно развитие таких навыков как активное слушание, медиация конфликта были фокусом нашего семинара для школьников и их учителей.
Как родители могут помочь своим детям, если те сталкиваются с буллингом в школе?
- Родители играют важную роль в помощи своим детям, если те подвергаются издевательствам в школе. Главное, что могут сделать родители – это выслушать, заверить ребенка, что его поддерживают, и работать в сотрудничестве с учителями и другими людьми над решением этой проблемы.
Какие методы психологической поддержки наиболее эффективны для детей, подвергшихся буллингу?
- Мы не обладаем достаточной компетентностью, чтобы ответить на этот вопрос.
Есть ли различия в буллинге в зависимости от возраста учеников?
- Все формы буллинга могут возникать в любом возрасте, но исследования показывают, что физический буллинг чаще встречается среди детей младшего возраста и мальчиков, тогда как словесный, социальный и межличностный буллинг чаще встречается среди детей старшего возраста и девочек. Кибербуллинг зависит от возраста, в котором большинство детей в обществе получают доступ к мобильным телефонам.
Как социальные сети влияют на буллинг среди школьников?
- Кибербуллинг является проблемой, вызывающей обеспокоенность в большинстве стран мира. Согласно Всемирному докладу ЮНЕСКО по мониторингу образования за 2023 год, «Кибербуллинг принимает различные формы, такие как преднамеренная публикация фотографий или видео отдельных лиц без их согласия (Майерс и Коуи, 2019), исключение из цифровых групп (ОЭСР, 2017), вербальное насилие (Zhu et al., 2021), а также оскорбления и угрозы (Cebollero-Salinas et al., 2022). Политика многих стран в решении данной проблемы направлена на повышение осведомленности, предоставление механизмов для своевременного информирования о произошедших фактах и предотвращении цифровых рисков на школьном уровне. Систематический обзор и метаанализ мероприятий в отдельных странах, в основном с высоким уровнем дохода, показали, что средняя программа имеет 73% вероятности снизить количество жертв от кибербуллинга.