Автокредитование в Казахстане демонстрирует рекордные темпы роста и стало самым динамично развивающимся сегментом розничного кредитования за 9 месяцев 2025 года. Об этом говорится в аналитическом обзоре Ассоциации финансистов Казахстана (АФК), передаёт Qaz365.kz.
- За 9 месяцев текущего года количество заявок на автокредиты выросло на 48% – почти на столько же, на сколько годом ранее (+50% г/г).
- Такой сильный спрос во многом обусловлен тем, что автосегмент остаётся одним из наиболее чувствительных к улучшению условий кредитования. Банки и автодилеры активно продвигают акционные продукты и расширяют линейку программ, тогда как для заёмщиков автомобиль всё чаще становится не только средством передвижения, но и инструментом заработка — для работы в сервисах доставки, такси и малого бизнеса. Это формирует устойчивый спрос даже в условиях общего ужесточения финансовых условий в системе.
- Высокий поток заявок напрямую отразился на фактической выдаче: автокредитование стало лидером по приросту выдачи новых кредитов среди всех сегментов розничного кредитования, ускорившись до 47% против 35% годом ранее.
- Рост выдач поддержан сочетанием структурных и краткосрочных факторов: расширением продуктовой линейки, активными маркетинговыми акциями, акционными ставками, увеличением платёжеспособного спроса (выросла доля одобрений) и послаблениями в расчёте коэффициента долговой нагрузки (КДН), что облегчило доступ к заёмным средствам для части клиентов. На этом фоне доля автомобилей, купленных в кредит, поднялась почти в два раза, с 38% до 66%.
- В то же время средневзвешенная ставка по автокредитам активно снижалась в первую половину года, но после стала быстро возвращаться к уровням на начало года на фоне завершения отдельных маркетинговых акций, роста стоимости фондирования и общего повышения ставок в системе.
- Доля одобрений по заявкам умеренно улучшилась – с 16,5% до 17,5% под влиянием роста зарплат (+11,3%) и занятости (+103 тыс.), что могло улучшить платёжеспособность части заёмщиков и повысить их соответствие скоринговым требованиям банков.
- Однако этот показатель всё ещё значительно ниже среднего уровня по розничному кредитованию (27,1%), что может объясняться более строгими критериями отбора в автосегменте: большими суммами займов, длительными сроками, сохранением консервативного риск-аппетита в условиях ужесточения денежно-кредитной политики.
- Отметим, что доля просроченной задолженности по автокредитам (3,3%) остаётся ниже среднего уровня по розничному кредитованию (4,0%). Это отражает более качественный состав заёмщиков в автосегменте и залоговую природу продукта, которая дисциплинирует обслуживание долга и снижает вероятность дефолта.
- Дополнительную поддержку автокредитованию оказывает производственный фактор. Выпуск автомобилей в стране за 9М25 г. увеличился до 106,7 тыс. единиц (91,0 тыс. за 9М24 г.). В результате доля произведённых в РК авто в общем количестве зарегистрированных машин выросла до 11% с 6% ранее.
- Тем не менее рынок подходит к развороту цикла, что уже отразилось на стоимости займов и объёмах выдач (см. ниже). В IV квартале т.г. ожидается замедление спроса на автокредиты из-за ужесточения денежно-кредитной политики, введения новых регуляторных ограничений, а также исчерпания льготного ввоза отдельных категорий авто (электромобилей).
Автокредитование в январе-сентябре 2025 года демонстрирует двузначный рост сразу по всем ключевым метрикам: заявки на автокредиты выросли на 48%, объём новых выдач – на 47%, портфель – на 35%. Такая синхронная динамика по всем ключевым показателям закрепила за автокредитованием статус самого быстрорастущего сегмента розничных займов.
На этом фоне его удельный вес в структуре новых выдач населению вырос с 9,5% до 12,4%, а в портфеле розничных займов – с 13,7% до 15,9%. Это отражает как высокий спрос на авто для личных и бизнес-целей, так и общий для розничного рынка структурный сдвиг в сторону обеспеченных продуктов, которые в условиях высокой базовой ставки остаются более доступными для заёмщиков и менее рискованными для банков.
Однако в августе-сентябре появились первые признаки охлаждения: ставки по автокредитам начали расти (на 350-410 б.п.) вслед за удорожанием фондирования и завершением маркетинговых программ, а темпы новых выдач – снижаться (на 14-17%). Это первые признаки того, что сегмент достиг локального пика, и дальнейшая динамика может определяться уже не столько стимулирующими факторами, сколько ограничениями со стороны денежно-кредитной и макропруденциальной политик.
В 4 квартале ожидается снижение спроса: повышение базовой ставки и ужесточение регуляторных требований будут сдерживать спрос и усиливать требования банков к заёмщикам. На этом фоне автокредитование может продолжить расти, но уже более умеренными темпами, вступая в фазу более равномерного роста после периода ускоренного расширения. Дополнительное охлаждение в этом сегменте может наблюдаться за счет удовлетворения части потребительского спроса в рамках новой программы автолизинга.