На днях стало известно, что Каржаубай Нурымов отозвал доверенности у своих прежних адвокатов
История с громким делом об убийстве Шерзата Полата продолжает обрастать новыми скандалами. На этот раз внимание общественности приковано к неожиданному отказу Каржаубая Нурымова от сразу пяти адвокатов накануне суда, сообщает Qaz365.kz.
Эта новость вызвала множество вопросов: почему он принял такое решение? Кто стоит за этим? И не повлияет ли это на исход судебного процесса? Что случилось?
На днях стало известно, что Каржаубай Нурымов отозвал доверенности у своих прежних адвокатов. По словам Айтбека Амангельды, у него имеются скриншоты переписки, подтверждающие этот факт. Однако позже начали появляться иные объяснения: якобы Каржаубай не отказывался от адвокатов в целом, а лишь хотел прекратить сотрудничество именно с Амангельды.
Но тут возникает странный момент: о намерении Каржаубая прекратить работу с прежними адвокатами они узнали не от него самого, а от своих коллег – Мейржана Шекеева и Жандоса Палванова.
Последние начали требовать у них материалы дела, что, мягко говоря, выглядит неэтично с точки зрения адвокатской практики. В юридическом сообществе подобные вопросы решаются иначе, и уведомление коллег о смене представителей – обычная профессиональная норма. ну и конечно, они сами могут обратиться в суд для знакомства с материалами дела.
фото Айтбека Амангельды с пятью адвокатами: Саидой Тауекелевой, Кариной Кошербаевой, Марал Жайлаубаевой, Ерланом Адаевым и Асылбеком Абдраимовым
Разногласий не было
По словам адвоката Саиды Таукелевой, Каржаубай Нурымов устно уведомил защитников о прекращении сотрудничества, но причин такого решения не объяснил.
Группа адвокатов проделала значительный объем работы: изучила 60 томов дела, подала 32 ходатайства, 4 жалобы, направила адвокатские запросы, участвовала в 55 очных ставках и допросах, а также провела 120 часов следственных действий.
Последняя встреча с Каржаубаем состоялась 18 января, после чего адвокаты продолжали работу самостоятельно до 18 марта.
Новые адвокаты – новые проблемы?
Появление новых адвокатов ставит перед судом логичный вопрос: дадут ли им время на ознакомление с делом? По закону суд обязан это сделать. А это, на минуточку, 60 томов, в каждом из которых по 180–200 страниц! Возможно, осознав этот объем работы, новые защитники Каржаубая заявили, что не против участия в процессе и прежних адвокатов.
Жан Ахмадиев и адвокаты Мейржан Шекеев и Жандос Палванов
Дополнительное замешательство внес и блогер Жан Ахмадиев, который вышел в эфир вместе с двумя новыми адвокатами и уверял, что никакого отзыва доверенности не было, а Каржаубай просто хотел разорвать сотрудничество с Айтбеком Амангельды якобы из-за того, что тот не выполнил обещание помочь ему с покупкой дома. Этот момент тоже вызывает вопросы: какое отношение имеет финансовая помощь к судебному процессу?
После зум-конференции с адвокатами, которые ранее защищали Каржаубая на бесплатной основе, интернет-пользователи начали активно комментировать ситуацию. Многие удивились тому, что новые защитники не дают четкой информации по делу. Людям хотелось сенсаций, но юристы, связанные профессиональной этикой, не могли их предоставить.
Что дальше?
Пока ситуация остается запутанной. Одно можно сказать точно: этот скандал подрывает доверие к процессу. Суду теперь придется не только разбираться в деле об убийстве, но и учитывать все эти перипетии с адвокатами. Останутся ли прежние защитники в деле? Как быстро новые смогут войти в курс дела? Все эти вопросы пока остаются без ответа.
Очевидно одно: чем ближе суд, тем больше неожиданных поворотов получает это дело.
Будут ли Каржаубай Нурымов и его супруга Гульбара участвовать в суде?
А теперь главный вопрос: примут ли сам Каржаубай Нурымов и его супруга Гульбара участие в судебном процессе? Имеют ли они право отказаться от явки в суд или могут быть принудительно доставлены? Тем более что Каржаубай не просто потерпевший, но и один из ключевых свидетелей по делу. О том, что такое намерение высказывал сам Каржаубай Нурымов сообщал Айтбек Амангельды
Что говорит закон?
Согласно уголовно-процессуальному законодательству, потерпевший имеет право участвовать в судебном разбирательстве, давать показания, заявлять ходатайства и возражения, а также знакомиться с материалами дела. Однако участие в процессе – это не только право, но и обязанность, особенно если потерпевший является главным свидетелем.
Если потерпевший по каким-либо причинам не хочет или не может участвовать в судебном заседании, суд может:
Обеспечить дистанционное участие – например, посредством видеосвязи.
Перенести заседание – если у потерпевшего есть уважительная причина отсутствия (болезнь, командировка и т. д.).
Принудительно доставить в суд – если уклонение от явки затрудняет разбирательство, суд вправе вынести постановление о принудительном приводе через правоохранительные органы.
Могут ли Каржаубай и его супруга отказаться от участия?
Теоретически, потерпевший может отказаться от участия, но это не отменяет его обязанность дать показания, если суд признает это необходимым. В случае отказа от дачи показаний без законных оснований, суд может применить меры воздействия, включая административную ответственность.
Важно понимать, что в данном деле показания Каржаубая и его супруги имеют решающее значение. Без их участия у защиты подсудимых появится шанс поставить под сомнение обвинение. Поэтому суд, скорее всего, приложит все усилия, чтобы обеспечить их присутствие.
Что дальше?
Если Каржаубай Нурымов действительно попытается избежать участия в процессе, это вызовет новые вопросы и спекуляции. Почему потерпевшая сторона отказывается от присутствия? Не оказано ли на них давление? Или это часть более сложной игры, связанной с адвокатами и возможными договоренностями?
Так или иначе, теперь судьба дела зависит не только от адвокатов, но и от того, появится ли ключевой свидетель в суде. А учитывая весь хаос вокруг защиты Каржаубая, процесс обещает быть напряженным и полным неожиданностей.