Маленькие зарплаты и раздутый штат управленцев – сотрудники Air Astana опубликовали коллективную жалобу

Редакция Qaz365.kz

Сейчас в Air Astana начато расследование

Фото: Depositphotos

Свое обращение работники самой крупной авиакампании Казахстана, славящейся своим сервисом и трудовой политикой, опубликовали 12 июня на официальной единой платформе приема и обработки всех обращений граждан EOtinish. А после обратились в нашу редакцию, чтобы придать дело огласке. Бортпроводники Air Astana не довольны политикой руководства в части оплаты труда, социальной сферы и кадровых решений. Однако, по словам сотрудников, внутри компании начались допросы и прессинг, сообщает Qaz365.kz.

Сотрудники авиакампании обеспокены тем, что могут быть уволены. Они действуют с сохранением полной конфиденциальности. Сейчас в Air Astana начато расследование с целью найти авторов жалобы.

«Мы не можем иначе рассказать о своих проблемах, озвучить нашу позицию, так как забастовки на транспорте запрещены законом. Оплата труда рядового бортпроводника составляет от 240000 до 320000 тенге, при этом по данным Бюро нацстатистики РК, среднемесячная номинальная заработная плата в первом квартале 2024 года составила 382 279 тенге. Между тем, в соответствии с п.  1 ст.  105  Трудового кодекса РК, оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере», - сказано в заявлении.

Помимо зарплаты, сотрудники авиакомпании не довольны выходом на пенсию на общеустановленных основаниях. В 2023 году был принят Социальный кодекс, согласно которому работники, занятые на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей, имеют право на специальную социальную выплату при условии достижения 55 летнего возраста, ухода с вредного производства, и оплаты ОППВ на протяжении 84 месяцев. Однако к бортпроводникам эти привилегии не относятся.

«Касательно кадровой политики. Сотрудников не устраивает слишком раздутый штат непроизводственного персонала. Слишком много вице-президентов, всевозможных менеджеров. У нас в большинстве иностранное руководство, и зарплаты у них не казахстанские. Сейчас штат компании более 5000 человек, а бортов едва ли 25. Получается 200 человек на 1 самолет. Необходима оптимизация. Хоть Эйр Астана и заявляет, что по результатам опросов является лучшим работодателем, в коллективе складывается другое мнение», – написали сотрудники в своем обращении.

Да, есть такой бонус для всех сотрудников авиакомпании, как сервисные билеты. Однако на деле, считать их некой привилегией довольно сложно. Во-первых, улететь по ним нет возможности из-за постоянной загруженности бортов, во-вторых – из-за приоритета руководителей. Простые работники иногда по 4-5 дней вынуждены ждать очереди, нести дополнительные расходы, находясь в стрессе. 

«Практически круглый год загрузка бортов полная, прибыль компании за 2023 год после уплаты налогов составила $68,7 млн, но все это даже не позволяет компании раз в квартал выплачивать премии. В компаниях Самрук-Казына премия выплачивается ежеквартально в размере одного оклада вне зависимости от прибыли, а в Эйр Астана только если компания выполнит план по Предполагаемой прибыли, уровень которой выставляет руководство. Многие сотрудники не довольные оплатой труда вынуждены уходить в другие компании (в том числе и иностранные), уезжают за границу, занимаются частным извозом, сомнительной коммерцией. Компания не ценит сотрудников(бортпроводников), иначе бы такой текучки не было. Сейчас наблюдается большая нехватка бортпроводников, многие собираются увольняться, особенно молодые, кто даже не отработал 3-летний контракт. Если обращаешься с недовольством зарплатой, сокращением дней отпуска всегда деликатно намекают на открытую дверь», – написали бортпроводники.

Редакция Qaz365.kz будет держать развитие ситуации на контроле.