Позвонил человек и представился менеджером одного из операторов связи
Корреспондент Qaz365.kz поговорил с жительницей Туркестанской области Сауле (имя изменено), которая стала жертвой мошенников и лишилась крупной суммы денег. Она рассказала, как злоумышленники сумели обмануть её, воспользовавшись психологическими уловками и доверием.
15 августа Сауле получила сообщение с кодом от номера 1414. Сразу после этого на ее телефон поступил звонок с неизвестного номера. Женщина ответила, и с этого момента начался сценарий, подготовленный мошенниками.
«В районе 12 часов дня мне позвонил человек, представившийся менеджером одного из операторов связи. Он объяснил, что срок моего телефонного номера якобы заканчивается, и предложил его продлить. Я согласилась. После этого мне пришел код, который в спешке я передала звонившему. Дальше он уточнил, каким банком я пользуюсь, и рассказал об акциях в приложении Halyk Bank. После этого разговор оборвался», – поделилась Сауле.
Однако на этом мошенники не остановились. Спустя 20 минут, Сауле позвонили через WhatsApp. Мужчина представился Русланом Алиевым, «руководителем финансового отдела Халык банка». Он заявил, что с ее номера поступают заявки на онлайн-кредиты, и уточнил, сама ли она их оформляет.
«Я ответила, что ничего такого не делала, и рассказала, что ранее общалась с менеджером оператора. Руслан уверил меня, что это дело рук мошенников, и пообещал помочь предотвратить кражу моих данных. Он связал меня с якобы специалистами из национального финансового центра», – рассказала женщина.
Позже к разговору подключилась «сотрудница центра» по имени Милана. Она «сочувственно» говорила, что мошенников можно остановить, если Сауле выполнит ее инструкции. Женщина, испугавшись, три часа беспрекословно следовала указаниям звонившей.
«Не знаю, как я согласилась на это. Все происходило как в тумане. За эти три часа я оформила несколько кредитов в разных банках и займах. Только к вечеру, когда мне сказали проверить приложение Halyk Bank на телефоне моей мамы, я вдруг очнулась. Голова как будто прояснилась, и я поняла, что меня обманули», – вспоминает Сауле.
Мошенники убедили ее в том, что оформленные кредиты они «заблокируют» и «вернут банкам через апелляцию». Для этого нужно было оставаться на связи и действовать строго по их указаниям. В результате Сауле оформила кредит в Kaspi банке на 1 миллион тенге, в Halyk Bank на 700 тысяч тенге, а также займы в Solvo и MoneyMan на сумму 700 тысяч тенге. Деньги злоумышленники перевели через несколько приложений и сняли с помощью ее данных.
«Я была в шоке. Я, человек с высшим образованием, как могла поверить в это? Даже подумала, что меня словно загипнотизировали. Потому что в течение нескольких часов без никаких сомнении я выполняла их требования. В моем телефоне ранее были установлены приложения Kaspi и Halyk Bank. Я даже не помню, как установила приложения Solvo и MoneyMan, говорила им код, короче, делала все, что они мне говорили», – недоумевает Сауле.
Женщина рассказывает, что после того, когда она поняла, что попала в сети мошенников, быстро собралась и пошла по всем этим банкам, где могли оформить на нее кредиты. Однако в банках ей ответили, что такую информацию можно получить лишь через пять дней. Затем пошла в полицию, оставила заявление.
По ее словам, позже удалось выяснить, что номер, с которого ей звонили через WhatsApp, также принадлежал жертве мошенников. За день до этого злоумышленники обманом получили доступ к этому аккаунту, чтобы скрыть свои следы. Сауле призналась, что позже владелец данного телефонного номера оказался крупным бизнесменом и погасил кредиты в четырех банках в размере 1 млн 900 тысяч тенге, оформленные мошенниками на нее.
Сауле просит всех быть внимательными и общаться с подозрительными «менеджерами» только на казахском языке.
«Российские мошенники не знают казахский, и это может стать первым сигналом того, что вы общаетесь с аферистами», – считает она.
Важно!
Сотрудники полиции рекомендуют сразу прекращать разговор, если собеседник просит перевести деньги, сообщает о «проблемах» с вашим счетом или обращается от имени «пострадавших родственников». Уточняйте информацию у официальных представителей банков или полиции, а также у знакомых, от имени которых вам звонят. Никогда не передавайте свои личные данные незнакомым людям.
Редакция Qaz365.kz благодарит Сауле за предупреждение и надеется, что ее история станет уроком для многих.