Жилищный беспредел в ЗКО: как застройщики возводят многоэтажки без разрешения акимата

Nur-Altay Umirzak

Тем временем самовольно построенные вдоль железной дороги дома компания уже выставила на продажу и даже разместила рекламу

azattyq-ruhy.kz

Ни акимат Западно-Казахстанской области, ни акимат Уральска, похоже, не в силах остановить недобросовестных застройщиков, которые без разрешения строят жилые дома и продают их, делая на этом бизнес. Так, в Уральске строительная компания построила многоэтажку рядом с железнодорожными путями, передает Qaz365.kz со ссылкой на  Azattyq Rýhy.

По информации Управления государственного архитектурно-строительного контроля ЗКО, ТОО «АТЖ2» построило многоэтажные жилые дома прямо у железнодорожных путей без разрешения.

«В отношении застройщика ТОО «АТЖ2» проведена проверка по объекту «Строительство многоквартирного жилого дома по адресу: ЗКО, г. Уральск, ул. Молдашева, 20/1». В ходе нее был выявлен ряд нарушений: строительство без проектно-сметной документации, не пройдена комплексная вневедомственная экспертиза, осуществление строительства без технического и авторского надзора, не было уведомления о начале строительно-монтажных работ. Кроме того, внесено предписание о приостановлении строительно-монтажных работ, об устранении нарушений, выявленных в ходе внеплановой проверки», - сообщили в Управлении государственного архитектурно-строительного контроля ЗКО.

Из ответа областного акимата создается впечатление, что огромный объект, построенный незаконно в небольшом городе, никто «не видел». Тем временем самовольно построенные вдоль железной дороги дома компания уже выставила на продажу и даже разместила рекламу. Мало того, что многоквартирный дом был построен без разрешения, так еще компания не уведомила будущих жильцов, что здесь небезопасно, ведь днем и ночью курсируют поезда.

«Покупатели недвижимости! В соответствии с пунктом 5.20 Строительного кодекса имеются все основания полагать, что дом построен с нарушением строительных норм. Жилая застройка должна быть на расстоянии не менее 100 метров от железнодорожных подъездных путей. Расстояние между этим домом и железной дорогой составляет менее 15 метров. Ежемесячно через этот участок проходит до 500 вагонов. А подача вагонов, сбор грузов ведется круглосуточно», - сказал местный активист Аслан Утепов.

Грузовой поезд по этим путям курсирует к ТОО «Стройкомбинат», рынку «Алтын Алма», ТОО «Стройтех», ТОО «АнесСервис» и многим другим компаниям, использующим железную дорогу. Расстояние между железнодорожными путями и многоэтажкой составляет чуть более 10 метров.

В акимате же считают, что вместо того, чтобы блокировать компанию, которая вела незаконные строительные работы, необходимо составить список нужных документов и передать их в управление.

«Земельный участок с кадастровым номером № 08-130-057-659 принадлежит ГУ «Департамент полиции ЗКО». Между ГУ «Департамент полиции ЗКО», ГУ «Управление строительства ЗКО» и ТОО «АТЖ2» заключен меморандум о сотрудничестве от 21.12.2021 года, согласно которому последний обязуется обеспечить оказание содействия по финансированию, проектированию, строительству и вводу объекта в эксплуатацию. Следует отметить, что во исполнение указаний управления застройщиком ТОО «АТЖ2» с привлечением аккредитованной организации ТОО «Актобе ГенСтрой» был проведен технический осмотр надежности и устойчивости проведенных работ, а также обеспечено проведение строительно-монтажных работ с сопровождением технического и авторского надзора», - говорится в информации акимата ЗКО.

Как известно, ни одна компания не имеет права начинать строительство объекта без получения необходимых разрешений и документов. В таком случае исполнительный орган вправе не только остановить незаконное строительство, но и наложить на компанию крупный штраф и снести построенный объект.

Однако в Уральске все иначе. Это наталкивает на мысли, нет ли в этом деле коррупционных действий, потому что еще до получения необходимых разрешительных документов строительные компании выставили свои квартиры на продажу. А определять застройщиков, которые не имеют права принимать деньги от населения, и сообщать о нарушениях, защищая права потребителей, – задача непосредственно акимата.

Например, акиматы Алматы и Астаны для того, чтобы обезопасить людей, желающих приобрести жилье, постоянно выявляют недобросовестных застройщиков и предупреждают людей, сообщают всю информацию, чтобы граждане не оказались обманутыми. Кроме того, через суд сносятся даже полностью построенные дома. В прошлом году по решению судов были снесены 18 незаконно построенных объектов. Без судебного разбирательства были уничтожены около 300 самовольно установленных незаконных объектов на землях государственного фонда вдоль улиц и дворовых территорий. В результате постоянных обращений жителей по распоряжению акима Алматы был снесен самовольно построенный 12-этажный жилой дом в микрорайоне «Шугыла» по улице Байтели батыра. Также в Актау были снесены 12 зданий, построенных без разрешительных документов. А акимат Западно-Казахстанской области наплевал на закон «О защите прав потребителей» и на Строительный кодекс?!

«Есть Гражданский кодекс РК, регулирующий строительство, закон РК по архитектурному градостроительству и другие нормативные правовые акты. Основное требование тех же законов по строительству изложено в статье 68. То есть незаконное строительство не должно производиться.

Во-первых, должна быть земля. Во-вторых, нужно получать разрешительные документы от местных исполнительных органов. У нас это называется архитектурно-планировочным заданием. В архитектурно-планировочном задании отображается: допустим, вы хотите построить 9-этажный дом. Прежде чем строить дом, вы обращаетесь в Отдел архитектуры местного акимата. Там вы выполните соответствующие требования и запросите разрешение. Потом передаете документы. Отдел архитектуры передает архитектурно-планировочное задание местному органу. В зависимости от технической сложности вашего строительства местные власти порекомендуют вам получить проект из проектных организаций. Вы проходите через государственные и частные сертифицированные организации в зависимости от сложности строительства. Вышеупомянутая территория – это земля управления полиции. Они отдали землю. До получения разрешительных документов ТОО «АТЖ2» приступило к строительству. Строительство началось без прохождения всех процедур.

Рядом с земельным участком есть железная дорога. Организация «Стройтех» владеет железной дорогой, они написали нам заявление. В ходе проверки выяснилось, что документы отсутствуют. В связи с этим мы составили административный протокол и дали предписание. Наложен штраф в размере 400 МРП (1 млн 380 тысяч тенге). Государство не вмешивается в вопросы строительства», - сказал главный специалист отдела Управления государственного архитектурно-строительного контроля ЗКО Магжан Муратов.

Акиматы некоторых городов делают все возможное в рамках закона, чтобы жителей не обманывали недобросовестные строительные компании. А акимат ЗКО оштрафует всего на 1,3 млн и отделается от проблемы ответом, что государство не вмешивается в вопросы строительства. Это жилой комплекс, в котором проживают обычные люди. Кто же тогда вмешается и не предостережет жителей от недобросовестных строительных компаний, если не акимат? Причем это не первое многоэтажное здание, построенное без соответствующих разрешительных документов. Активисты и юристы неоднократно били тревогу по поводу беззакония в Уральске.