Бурые медведи вынудили пастухов покинуть летние пастбища в Тарбагатае, сообщает Qaz365.kz, со ссылкой 24.kz.
В Тарбагатайском районе Восточного Казахстана жители начали массово сворачивать летние стоянки и возвращаться с пастбищ раньше времени. Причина – участившиеся появления бурых медведей, которые тревожат скот и представляют угрозу для людей.
Обычно пастухи оставались в горах до первых снегов, но в этом году многие были вынуждены покинуть жайлау ещё в августе. По словам местных жителей, медведи не дают покоя: нападают на отары овец, стада коров и даже на табуны лошадей.
«Медведи буквально обложили нас. Приходится сворачивать кочёвки раньше времени. Обычно стояли здесь до морозов, а теперь вынуждены уходить, потому что опасно и для скота, и для нас самих», – рассказывает предприниматель из Аксуата Куаныш Койлыбаев.
По официальным данным 2024 года, в Восточном Казахстане насчитывается более 3 тысяч бурых медведей. Экологи отмечают: численность животных растет, и хищники все чаще выходят к населенным пунктам и местам выпаса.
Можно ли стрелять в медведя?
Как пояснил охотник Ерзат Байкадамов, отстрел медведей в Казахстане разрешен только по лицензии и в определенные сезоны: с начала сентября до ноября и с 15 апреля по 15 мая. Допускается отстрел самцов и непригодных к размножению особей.
Однако если медведь угрожает жизни человека или нападает на скот, закон позволяет его застрелить и вне установленных сроков – но факт нападения придется доказать инспекции охотничьего хозяйства.
«Запрета на стрельбу нет, но и бездумно убивать медведей нельзя. Для этого нужно разрешение или доказанная угроза. В противном случае – серьезное наказание», – отметил Байкадамов.
За незаконный отстрел медведя предусмотрены жесткие санкции. В зависимости от ущерба браконьер может заплатить до 3000 месячных расчётных показателей штрафа или лишиться свободы сроком до 10 лет.
Местные жители опасаются, что при росте численности и дефиците корма хищники будут все чаще выходить к людям. Власти пока ограничиваются напоминанием о действующих правилах охоты, но в сёлах уверены: если проблему не решать системно, трагедии не избежать.