«Скрывают от народа его же богатство: Правительство вновь отказалось обнародовать секретные соглашения с иностранными компаниями

Редакция Qaz365.kz

Депутаты «Ак жол» дважды обращались с депутатскими запросами в Правительство

коллаж Qaz365.kz

Ранее депутаты Мажилиса «Ак жол» потребовали открыто опубликовать соглашения о разделе продукции (СРП), заключенные с иностранцами по месторождениям. Однако депутаты и на этот раз остались недовольны ответом Алихана Смаилова, сообщает Qaz365.kz.

С чего все началось?

Депутат Казыбек Иса ранее заявлял, что «Ак жол» уже давно требует открыто обнародовать и пересмотреть секретные контракты с нефтегазовыми, то есть, стратегическими месторождениями за 30 лет, прекращения неэффективных, несправедливых для населения соглашений. По его словам, необходимо открыто публиковать соглашения о разделе продукции (СРП), заключенные с иностранцами по месторождениям.

Необходимо законодательно закрепить, чтобы доля страны в стратегических месторождениях составляла не менее 51%. Казыбек Иса, приведя пример из СМИ, сказал, что государство с нефтяного океана в Кашагане имеет всего 2 процента?!, а Кашаган дает 20 процентов всей нефти, добываемой в Казахстане.

«Если Казахстан с этого огромного нефтяного месторождения практически не имеет никакой прибыли, то здесь и от инвестора нет никакой пользы для страны, это просто унизительное соглашение для народа! Мы терпим это унижение почти тридцать лет! Как считают некоторые наши чиновники, владелец недр – народ Казахстана – не должен знать, как иностранцы пользуются их собственностью?! То есть, народ не имеет права даже задать вопрос «Что вы делаете?» этим иностранцам, которые грабят все богатство страны», – говорит он.

Правительство отклонило наши запросы

Депутаты «Ак жол» дважды обращались с депутатскими запросами в Правительство с требованием обнародовать условия секретных соглашений. Однако Правительство отклонило наши запросы. Кроме того, мажилисмены дважды обращались в Конституционный суд, требуя обязать Правительство соблюдать норму Конституции. В обоих случаях Конституционный суд ответил, что «этот вопрос не входит в нашу компетенцию».

«Почему Конституционный суд не защищает основную статью, главное требование Конституции? Тогда зачем мы писали в Конституции, что «земля и недра принадлежат народу»!? Народ имеет полное право знать имена тех, кто скрывает от народа и перетаскивает народное богатство за границу! Черное золото, нефть – наша экономическая жила. Есть ли у нас возможность узнать, кто высасывает нашу кровь, или нет? Мы отстали от всех стран. Мы признаем незаконными соглашения, скрывающие богатство народа от народа!» – сказал Казыбек Иса.

Мажилисмен видит в этих договоренностях причины и январских событий, и карагандинской трагедии. Потребовали проведение аудита соглашений.

«Мы не можем провести аудит»

Отвечая на эмоциональный вопрос депутатов, глава Правительства Алихан Смайлов сообщил, что Северо-Каспийский проект реализуется в рамках Соглашения о разделе продукции от 18 ноября 1997 года, подписанного между Правительством Казахстана и KMG Kashagan B.V., Agip Caspian Sea B.V., CNPC Kazakhstan B.V., ExxonMobil Kazakhstan Inc., Inpex North Caspian Sea, Ltd., Shell Kazakhstan Development B.V. и подрядными компаниями от имени TotalEnergies EP Kazakhstan. По Карачаганакскому проекту Правительство Казахстана и Бритиш Газ (Шелл), ENI, Шеврон, Лукойл и АО НК «КазМунайГаз» также достигли соглашения 18 ноября 1997 года.

«В рамках заключенного СРП Правительство взяло на себя обязательства по выполнению всех положений, предусмотренных соглашениями, и гарантированию стабильности. Учитывая данный факт, казахстанским законодательством или условиями соглашений не предусмотрено проведение общего аудита в отношении КПРФ. Кроме того, для контроля расходной части проекта стандартная форма СРП предусматривает наличие института уполномоченного органа, определяемого государством. В Казахстане интересы страны по данным проектам представляет уполномоченный орган ТОО «PSA», – говорится в ответе.

Эти соглашения были утверждены до закона 2009 года

Таким образом, обстоятельства предыдущих соглашений остаются закрытыми. А Правительство Казахстана в 2009 году приняло закон о недрах и недропользовании, который не предусматривает СРП как вид контракта на право недропользования, а также регламентирует обеспечение открытого доступа к содержанию контрактов. А приказом Министра энергетики от 11 июня 2018 года утверждена типовая форма контракта на недропользование в сфере добычи углеводородов и урана. Условия такого типового контракта ясны и находятся в открытом доступе для граждан.

«Однако СРП по нефтегазовым проектам была разработана до введения в действие вышеуказанных изменений, и Правительство предоставило иностранным инвесторам гарантии по соблюдению правил СРП. Необходимо отметить, что гарантирование стабильности условий СРП положительно сказалось на состоянии инвестиционного климата в Казахстане и позволило привлечь значительный объем иностранного капитала в нефтегазовую отрасль страны», – говорится в ответе.

Как сообщил Алихан Смаилов, распределение доходов от проектов СРП предусматривается соответствующими договоренностями сторон. Условия не меняются без письменного согласия всех сторон. При этом, глава Правительства подчеркивает необходимость учитывать, что самостоятельное освоение таких крупных месторождений, требующих капитальных затрат, без привлечения крупных и опытных инвесторов в этой сфере, сопряжено с трудностями.