Большинство сменили национальность с русского на немца
Более 12 тысяч граждан Казахстан сменили национальность в документах, удостоверяющих личность, сообщает paryz.kz.
В ответ на наш запрос в министерстве внутренних дел РК сообщили, что пик обращений по смене национальности был в апреле 2022 и августе 2023 года.
«В документах, удостоверяющих личность, пожелали изменить национальность:
в 2021 — 3254 человек;
в 2022 — 3363 человек;
в 2023 — 3366 человек;
в 2024 (по наст.вр.) — 2158 человек.
Согласно пункту 1 статьи 19 Конституции Республики Казахстан каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность. Данная норма закрепляет право, то есть субъективные возможности человека, связанные с определением и указанием своей национальной принадлежности», — отметили в МВД РК.
Национальность гражданина Казахстана определяется по национальности одного из родителей. Если национальность родителей различна, то действует специальный порядок ее определения. Она определяется по желанию ребенка в соответствии с национальной принадлежностью отца или матери при выдаче ему удостоверения личности и (или) паспорта (согласно п.2 ст. 65 Кодексом РК «О браке (супружестве) и семье»). После национальность можно изменить единожды на национальность второго родителя.
«Так, согласно проведенному анализу, наибольшее число казахстанцев сменили национальность с «русского» на «немца» — 743, с «узбека» на «казаха» — 354, с «русского» на «украинца» — 300, с «украинца» на «русского» — 246, с «русского» на «казаха» — 118», — уточнили в ведомстве.
Гражданин, изъявивший желание сменить свою национальность по второму родителю, обращается в миграционную службу по месту жительства, подает заявление, свидетельство о рождении и удостоверение личности. В течение 2-х рабочих дней сотрудниками миграционной службы, на основании предоставленных документов, выносится заключение о перемене национальности. На основании вынесенного заключения гражданина документируют на новое удостоверение личности.
«У меня есть цель — создать небольшую книгу о семье для будущих поколений»
Наш собеседник по имени Антон сменил национальность и из русского превратился в поляка. Планировал много лет, но обстоятельства складывались не в его пользу. Однако полтора года назад наконец исполнил свое давнее желание.
«Мои предки оказались в Казахстане много лет назад в результате депортации. К сожалению, я в молодости не особо интересовался историей своей семьи. Думаю, это знакомо многим, чья история строится с репрессий. Однажды я поехал к своему другу в аул в гости, там его дед стал расспрашивать меня. Когда я сказал, что ничего не знаю, он стал говорить про то, как чтят жеті ата в их семье и как собирают по крупицам историю. Пока я ехал домой — много думал об этом. Понял, что у меня нет идентичности — я не понимаю, кто я.
Когда вернулся домой — пошел к бабушке и закидал ее вопросами. Узнал, что одну из наших родственниц после депортации спасла от голода и смерти неизвестная женщина-казашка, которая выхаживала ее после выкидыша. Один из наших близких родственников стал жертвой Катынского расстрела — массового убийства поляков по приказу Сталина. Узнал немало и понял, что до этого вообще не был в курсе истории своей семьи.
С тех пор — примерно 5 лет назад — я стал собирать генеалогическое древо. Мой друг даже однажды звонил вместе со мной в аул своему аташке. Мы показали ему мое древо, и он сильно хвалил меня, что теперь я тоже знаю свою семью до седьмого колена. У меня есть цель — собрать абсолютно все, что удастся найти, и создать небольшую книгу о семье для будущих поколений. Причем я не считаю, что все они должны обязательно чувствовать себя поляками до мозга костей и чтить какие-то традиции — я сам вот только после 30 лет углубился в это. Но полезно просто знать свою историю.
Почему я оказался русским по документам? Мне кажется, это частая история для людей, скажем так, славянских национальностей в Казахстане. Многие из нас — потомки репрессированных. Не все они, оказываясь здесь, получали документы со своей истинной национальной принадлежностью. Многие по дефолту становились русскими. Тем более, что во многих семьях один из супругов действительно являлся русским. Вот и я по маме изначально получил такую национальность.
Когда началась война в Украине — я как раз активно изучал тему Катынского расстрела и всего, что делала советская власть. И я крайне радикально воспринимал все то, что происходит. Тогда я и задумался — может, стоит сменить национальность в удостоверении, раз я не чувствую себя русским?
Для меня этот процесс оказался затруднительным, потому что обнаружились проблемы с документами, и мне пришлось доказывать, что мой отец — поляк. В общей сложности у меня этот процесс занял пару месяцев. Не буду вдаваться в подробности, потому что в конечном счете мне все же помогли, и я наконец получил свое новое удостоверение личности.
Важно добавить еще одну деталь. Нередко казахстанцы неказахской национальности стремятся знать о своих корнях и разобраться в этнической самоидентификации, но это не значит отделения себя от принадлежности к стране, в которой родился. Скажу про себя: сейчас я изучаю польский язык, продолжаю формировать генеалогическое древо и очень хочу съездить в Польшу. Но при этом я неплохо знаю казахский, считаю Казахстан своей родиной и думаю, что казахстанец — важная часть меня. Просто я казахстанец польского происхождения — и это неоспоримый факт, который мне хочется изучать углубленно».