Что стоит за этой волной дипломатических решений – символический жест или начало новой международной реальности?
Признание Палестины рядом западных стран стало одним из самых громких геополитических событий года, пишет Qaz365.kz.
Великобритания, Ирландия, Испания, Норвегия, Португалия, Канада, Австралия – государства, которые в прошлом играли колониальную или посредническую роль, сегодня официально сделали шаг в сторону палестинской государственности. В ближайшее время к ним может присоединиться и Франция.
Что стоит за этой волной дипломатических решений – символический жест или начало новой международной реальности? Об этом рассуждает политолог и востоковед Жанат Момынкулов.
По словам эксперта, несколько факторов совпали во времени: конфликт в Газе достиг беспрецедентного масштаба, военные действия Израиля вызвали возмущение даже среди союзников, международная критика усилилась, а ООН оказалась в центре дискуссий о необходимости реформ.
Сегодня все громче звучат требования к созданию нового мирового порядка, где значимы не только военная сила, но и нормы международного права, гуманизм и равноправие, – подчеркнул политолог.
Израиль назвал признание Палестины «односторонними и пустыми декларациями» и готовит ответные шаги: усиление военного контроля над Западным берегом, создание буферной зоны в Газе и отказ от посредничества европейских стран.
США, главный союзник Израиля, вероятно, продолжат блокировать решения в Совбезе ООН. Кроме того, Вашингтон и Тель-Авив могут ввести экономические ограничения против стран, признавших Палестину, и препятствовать международной помощи.
Эксперт подчеркивает, что палестино-израильский конфликт имеет мощный религиозный подтекст. Для ортодоксальных иудеев восстановление Израиля связано с приходом Машиаха, для американских евангелистов – это признак «конца времён». Для мусульман же Иерусалим – третья святыня после Мекки и Медины.
Эти представления превращают Иерусалим не просто в город, а в сакральный символ, где дипломатия сталкивается с метафизикой. Это сильно осложняет любые переговоры, – пояснил Жанат Момынкулов.
Турция, Катар, Иран и Пакистан заявили о готовности усилить поддержку Палестины. Однако крупнейшие страны Персидского залива – Саудовская Аравия и ОАЭ не спешат портить отношения с США.
Если мусульманский мир сможет выработать единую линию и предпринять реальные дипломатические и экономические шаги, баланс сил в регионе может измениться. Но внутренние разногласия и зависимость от западных экономик делают это крайне сложным, – считает политолог.
Палестина добивается международного признания, членства в организациях и юридической оценки действий Израиля. Но премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху уже заявил: «Палестинского государства не будет».
Признание Палестины – это справедливый, но запоздалый шаг. Однако без конкретных механизмов давления эти декларации рискуют остаться на бумаге. Реальные изменения возможны только тогда, когда мировое сообщество объединится и начнет действовать системно, – резюмировал Жанат Момынкулов.