Габидоллу посадить легко: обвиняемый во взятке экс-аким просит вывести его из дела

Nur-Altay Umirzak

Речь о взятке в 2,8 млн долларов

Коллаж Qaz365.kz

В Специализированном межрайонном суде по уголовным делам Астаны на протяжении нескольких недель рассматривают дело о взятке 2,8 млн долларов, где подсудимым является экс-аким Кентау Рашид Аюпов, пишет Qaz365.kz со ссылкой на Orda.kz.

Предыстория

В 2022 году его назначили акимом Кентау. В октябре того же года Аюпова задержали по обвинению в подстрекательстве к взятке в особо крупном размере и мошенничестве. Речь шла о 2,8 млн долларов, которые Аюпов получил от владельца Alageum Group Сайдуллы Кожабаева за помощь в тендере. По словам бизнесмена, их познакомил в 2013 году Баглан Нургелдиев, ранее работавший на Кентауском трансформаторном заводе, который входит в группу компаний.

Карьера Рашида Аюпова непрерывно была связана с Габидуллой Абдрахимовым, чей привет из Лондона до сих пор вызывает неоднозначную реакцию.

Откуда деньги?

Согласно обвинительному акту, получив 2,8 млн долларов, Рашид Аюпов в 2013 году купил себе автомобиль Land Cruiser Prado за 13,4 млн тенге. В течение месяца он приобрёл коттедж в BI Village в Астане за 90 млн тенге и оформил на родственника, а также стал владельцем нескольких грузовых авто.

Когда Аюпов был в Лондоне, он попросил родственника, который хранил у себя деньги, перечислить на его счет 15 тыс. долларов и 4,5 млн тенге его супруге Гульзире.  

Свою финансовую состоятельность Рашид Аюпов объяснял знакомым продажей IT-программы. Это подтверждает стенограмма разговора экс-акима Шымкента Габидуллы Абдрахимова и его адвоката, которая прозвучала на заседании 2 августа.

«Когда он с учёбы вернулся, начал делать какие-то покупки, машину купил. Это странно, откуда у него? Мы всю жизнь работали, на зарплату жили. Он говорил, что за три миллиона долларов продал программный пакет. Якобы он написал программу, её покупает Касперский чуть ли не за 10 млн долларов. Я говорю, ты красавчик, поздравил его. Но сейчас он получил аванс в 3 млн долларов. Я тогда ещё не обратил внимание, это был 2013-2014 годы, когда он только из Лондона вернулся. Сейчас я начинаю вспоминать и думаю, а зачем он мне это рассказал. Неужели он алиби готовил», – рассказал Абдрахимов своему адвокату. 

Я заработал всего лишь 100 тысяч долларов

Согласно материалам дела, 10 лет назад сумку с деньгами для Аюпова в столицу привезли сын бизнесмена Сайдуллы Кожабаева – Еркебулан Ильясов и будущий главный свидетель – Баглан Нургелдиев. Они передали её помощнику Абдрахимова – Исамидину Кантурееву. Деньги запросили за победу компании Сайдуллы Кожабаева в тендере.

В ходе судебного разбирательства Кантуреев отрицал своё участие в этой схеме. Поэтому особый интерес вызвала запись разговора Еркебулана Ильясова и Рашида Аюпова, в которой первый пытается вывести на диалог подсудимого. А сам экс-аким Кентау рассказывает, что получил от взятки в 2,8 млн долларов лишь 100 тысяч. 

О прослушивании аудио на судебном заседании 4 августа ходатайствовал адвокат подсудимого Ерлан Газымжанов. Однако из-за задержки рейса Ильясов смог подключиться к суду ближе к обеду. 

Из стенограммы разговора следует, что Рашид Аюпов неоднократно просил Кожабаева поменять показания, пытаясь тем самым исключить из дела его самого и главного свидетеля Баглана Нургелдиева. Взамен он пообещал предоставить компромат на Габидуллу Абдрахимова. По словам экс-акима Кентау, бывший глава горадминистрации Шымкента владеет «некими объектами и фирмами». 

«Ну вот смотри, я по чесноку скажу, что из всего я заработал 100 000 долларов. Я готов поставить, тогда он к вам сам придёт. Абдрахимова легко посадить. У меня такое предложение, исключите меня и Баглана», – сообщил Рашид Аюпов во время разговора с Ильясовым.

Отметим, что в ходе беседы отчётливо слышна громкая музыка.

Чтобы вывести Рашида Аюпова на нужный следствию разговор, необходимо было вести себя непринуждённо. О тендере на строительство подстанции «Турксиб» и за помощь в победе в тендере Еркебулан Ильясов узнал от своего отца.

«Он всю стенограмму отрицает (Аюпов отрицает всю стенограмму). Предложение от него по материалам на Абдрахимова исходило не один, а раза четыре. Он просил убрать и исключить себя, исключить Баглана, потому что он главный свидетель. Потом ругал меня, шантажировал, пытался давить на моего отца через меня. Чтобы я с ним поговорил якобы, и чтобы он передумал», – ответил на вопросы адвоката Ильясов.  
«В этом разговоре вы говорите, когда Рашид спрашивает: он тут при чем? Вы говорите, что отец вам сказал, что Рашид сказал, что всё раскидает. Было такое?», – уточнил адвокат подсудимого Ерлан Газымжанов. 
«Было такое. По приезде отец мне все рассказал: что, почему и за что деньги. До этого он мне не рассказывал. Я не знал, что на него шли наезды и давление. И в какой-то момент пришёл Рашид и предложил решить вопрос. Наезд был, если не ошибаюсь, со слов отца, в 2015-2016. А за «Турксиб» была передача денег раньше, а после пошли наезды», – рассказал Ильясов.

Сын бизнесмена попросил суд обратить внимание на аудиозапись и признательные показания Рашида Аюпова, от которых он позже отказался. Отметим, что главные свидетели и по совместительству помощники Аюпова уже дали признательные показания и пошли на сделку со следствием.

«Уважаемый судья, если он не признает, что брал деньги. То о каких деньгах он тогда говорит, что готов поставить на место», – указал Ильясов.

Адвокат Ильясова Меруерт Мукушева попросила суд обратить внимание на тот факт, что во время встречи Рашид Аюпов неоднократно предлагал передать компромат на Габидуллу Абдрахимова, которые могут повлиять на ход следствия. Экс-аким Кентау пытался заставить сына бизнесмена поменять показания, чтобы процессуальный статус Аюпова переквалифицировали. Более того, со стороны подозреваемого якобы исходила угроза, что если его осудят, то он обнародует переписку с Ильясовым.