Полную отмену или снижение утильсбора: какие предложения активисты направили Министру индустрии и строительства

Редакция Qaz365.kz

Было предложено ввести специальные размеры утильсбора для физли

Фото: Kursiv.media

Мажилисмен Нартай Сарсенгалиев рассказал в соцсети, что вместе с активистами проработал и направил 31 предложение по утильсбору, передает Qaz365.kz.

Встреча активистов и министра индустрии и строительства Каната Шарлапаева состоялась 17 мая. Все инициативы неравнодушных людей, борющихся за снижение утильсбора, были оформлены в единый документ и направлены главе ведомства. Ожидается, что министр Шарлапаев лично ответит на официальное письмо.

Всего документ содержит 31 предложение. В частности, предлагается снизить ставки утильсбора до 100 тыс тенге на легковые авто (категория М1), по остальным категориям автотранспорта установить ставку 0, по сельхозтехнике полностью отменить.

По мнению парламентария, ставка утильсбора размером 100 тыс тенге покрывает все затраты на утилизацию и с учетом доходов от переработки и реализации металлолома позволяет финансировать выкуп вышедших из эксплуатации транспортных средств. Установление ставки 0 по остальным категориям автотранспорта создаст условия для обновления грузового и пассажирского автопарка страны.

Также, было предложено ввести специальные размеры утильсбора для физлиц, по примеру России и Белоруссии.

В Российской Федерации для физлиц ставки:
* 3 400 руб. – на автотранспорт до 3-х лет вне зависимости от веса и объема двигателя;
* 5 200 руб. – на автотранспорт возрастом свыше 3 лет вне зависимости от веса и объема двигателя.
Беларусь:
* 544,5 Беларусских рублей (75 000 теңге) - на автотранспорт до 3-х лет вне зависимости от веса и объема двигателя;
* 816,7 Беларусских рублей (110 000 теңге) - на автотранспорт возрастом свыше 3 лет вне зависимости от веса и объема двигателя.
Предложение 3. В Налоговом кодексе в разделе сборы действует одновременно 2 регистрационных сбора – один за обычную регистрацию авто в размере 0,25 МРП, а другой – первичная регистрация в размере до 9.2 млн тенге. Предложение – убрать понятие «первичная регистрация» и приравнять к обычной регистрации в размере 0.25 МРП. Это будет соответствовать понятной международной практике. В России и Белоруссии, а также в других странах, нет такого понятия как «первичная регистрация». В России взимается обычный сбор ГИБДД в размере 3 тыс тенге. В Белоруссии так же взимается обычная пошлина за регистрацию авто.
Одна из идей активистов - отменить утильсбор полностью и заменить на эконалог.

Эконалог будет действовать как мера, стимулирующая обновление и облагающая старый автотранспорт ставками выше. Данная мера приведет к резкому обновлению, реальному омоложению автопарка и последующему поддержанию его в свежем состоянии. Старые авто будут утилизироваться или продаваться зарубеж с заменой на новые, потому что новые будут доступными, а старые авто будут невыгодными из-за ставок эконалога (чем больше возраст, тем выше ставка). По предварительным подсчетам потенциальные поступления по эконалогу составят свыше 60 млрд тенге в год. За счет этих средств можно финансировать льготное автокредитование автопрома.

Также предлагается разделить ставки отдельно на юридических лиц и на физических лиц. Для физических лиц сделать ставки в 10 раз ниже, чем для юридических лиц.

Активисты также считают, что необходимо ввести пониженные ставки утильсбора на покупку автотранспорта для личных нужд со ставками:
* категория М1 – от 8 до 50 МРП;
* грузовой автотранспорт – от 20 до 100 МРП;
* автобусы и микроавтобусы: объемом двигателя до 2 500 куб.см. – 20 МРП; объемом двигателя от 2 500 до 5 000 куб.см. – 40 МРП; от 5 000 до 10 000 куб.см – 200 МРП; свыше 10 000 куб.см – 300 МРП.
При этом предусмотреть условие – нельзя продавать больше 2-х лет, т.е. ввезенный автотранспорт должен будет использоваться физлицом в своих нуждах без возможности продажи. Таким образом исключается возможность использования этой лазейки перекупщиками авто.
Провести то же самое в отношении ставок сбора за первичную регистрацию авто.
Предложение 7. Введение дифференциации ставок утильсбора в зависимости от возраста автотранспорта.
Ставки утильсбора можно установить по категориям возраста: от 0 до 3-х лет; с 3 до 5 лет; с 5 до 8 лет; с 8 лет и выше. Ставки от 0 до 3-х лет установить в размере позволяющем сохранять продажи отечественного автопрома, а по категориям возраста с 3 до 8 лет установить ставки не выше 100 тыс тенге. В отношении авто возрастом более 8 лет установить повышенную ставку, чтоб снизить возможность ввоза старых авто.
Провести то же самое в отношении ставок сбора за первичную регистрацию авто.
Предложение 8. Изменить порядок уплаты утильсбора чтобы он оплачивался, когда транспортное средство приходит в непригодное для использования состояние, что будет логично и в соответствии со всеми международными стандартами. Не оплачивать его в начале, задолго до утилизации авто, а делать это по факту выхода из эксплуатации. 
Предложение 9. Полная отмена сбора за первичную регистрацию. Предполагалось, что этот сбор перекроет ввоз в страну старых автомобилей. Однако автомобили 10-20-летней давности въезжают в страну легально или контрабандно, не опасаясь уплаты первичного регистрационного сбора. Вместо этого сбора лучше запретить ввоз в страну старых автомобилей старше 7 лет (например, через техрегулирование) после отмены сбора за первичную регистрацию. Отказ от регистрации автомобилей старше 7 лет обновляет автопарк, положительно влияет на окружающую среду и является практикой, применяемой в большинстве развитых стран, а за счет отмены первичного сбора физлица и юрлица смогут ввозить авто возрастом не более 7 лет, что начнет резко улучшать средний возраст нашего автопарка.
Предложение 10. Введение дифференциации ставок по категориям и функциональному назначению автотранспорта.
Для различных категорий автотранспорта – М1, М2, М3, N1, N2, N3 – различные ставки. Для среднетоннажных грузовиков сделать ставки ниже. Выделить мототехнику, снегоходы, болотоходы, вездеходы, квадроциклы отдельно и установить по ним пониженные ставки. Для микроавтобусов, фудтраков, минивэнов, манипуляторов, рефрижераторов, школьных автобусов, седельных тягачей, бетономешалок, кранов, скорой помощи и прочей специализированной техники для транспортной отрасли и малого и среднего бизнеса установить нулевые ставки, что позволит провести обновление. Данные позиции не выпускаются отечественным автопромом серийным образом со сваркой и покраской, поэтому следует высвободить их из под удорожаний, отдать бизнесу возможность самим выбирать и ввозить что необходимо по нужной им стоимости. Это будет существенный импульс к развитию массового предпринимательства в Казахстане.
Провести то же самое в отношении ставок сбора за первичную регистрацию авто.
Предложение 11. Создание квоты на ввоз по льготным (нулевым) ставкам в объеме: по легковым - 100 тыс единиц в год, по остальным категориям – по 30 тыс единиц в год.
Данное предложение будет иметь ограничение в объеме ввоза в размере установленной квоты, что будет иметь контролируемый эффект на продажи отечественного автопрома. Распределение квоты можно проводить с помощью электронной очереди через ЭЦП.
Одним из примеров распределения ограниченной квоты мог бы опыт Сингапуре. В этой стране в общеустановленном процессе покупки авто имеется процедура розрыгрыша лотереи – гражданин должен принять участие в розыгрыше чтоб попасть в ту разрешенную квоту, имеющих право покупки.
Сделать то же самое в отношении ставок сбора за первичную регистрацию авто.
Предложение 12. В отношении льготы для седельных тягачей снять условие о наличии талона допуска к международным перевозкам. Пусть все юрлица и физлица имеют возможность пользоваться ставкой 0 по седельным тягачам.
Предложение 13. Выкуп старых авто в тех же объемах, что и облагается с нового ввоза.
Система РОП изначально предполагает стимулирование обновления путем выкупа старого авто и помощи в покупке нового авто. Не должно быть такого, что утильсбор взимается с большего количества авто, а выкупается с меньшего количества.
Ввести строгое правило – если за период выкупили у населения всего 50 тыс единиц, то и взимать с новых покупок только в объеме 50 тыс единиц.
Предложение 14. Ввести льготный период на 2 года для обеспечения обновления. В этот период сборы за утилизацию должны быть приостановлены.
Такой пример уже был в истории Республики Казахстан в 2010 году. Ряд стран СНГ из ближнего зарубежья как Белоруссия, Кыргызстан, Украина, применяли льготные периоды для придания импульса к обновлению. В результате этого экономика получала положительный эффект, у населения повышалось социально-экономическое благополучие, автопарк становился более свежим и качественнее, в бюджет поступали сотни миллиардов тенге дополнительных поступлений от растаможки.
Предложение 15. Введение пониженной ставки для социально-уязвимых слоев населения. Снижение ставки в 4 раза по сравнению с текущими размерами для следующих слоев населения: инвалиды, многодетные, с совокупным семейным доходом ниже 400 тыс тенге.  
Введение льготных ставок для социально-уязвимых слоев населения уже практиковалось в Беларуси, где это привело к хорошей волне контролируемого обновления не в ущерб общим планам индустриальной политики.
Сделать то же самое в отношении ставок сбора за первичную регистрацию авто.
Предложение 16. Внедрить отсрочку по оплате утильсбора – половину в начале, половину по факту утилизации.
Оплачивать не всю сумму сбора авансом, а сначала часть в размере 50%, затем оставшуюся сумму после выхода из эксплуатации и фактической утилизации. В этом варианте снимается раздражение населения тем фактом, что огромные сборы взимаются до начала эксплуатации и задолго до будущей утилизации (например, за 20 лет). Если вторая часть будет уплачиваться автовладельцем к моменту утилизации, то фактически он проследит, чтоб утилизация действительно произошла и таким образом обеспечивается соответствие между платежом и услугой за этот платеж. Это улучшит соответствие этой практики экономическим правоотношениям согласно гражданскому законодательству, когда за каждую оплаченную стоимость полагается оказание измеримой услуги в близлежащий обозримый срок, тогда как при нынешнем законодательстве между большим авансовым платежом за обязательства РОП и фактическим оказанием услуги в будущем складывается 20-30 лет, что создает обоснованную критику общества.
При этом некоторая часть автовладельцев будет стараться продать авто с большим возрастом до выхода из эксплуатации зарубеж чтоб избежать уплаты оставшейся части утильсбора. Тем самым эта экономия создает стимул автовладельцем самим заблаговременно принять решение об обновлении путем продажи зарубеж с заменой выбывшего авто на новый, что обновляет автопарк.
Кроме того, в этом варианте казахстанские граждане меньше страдают из-за потерь платежек и других документов, на основе которых доказывается факт уплаты утильсбора. Как правило, в 90% случаев документы об уплате утильсбора теряются и не передают от старого автовладельца новому при перепродаже на вторичном рынке. Из-за этого фактически утилизация у последнего автовладельца может не произойти по простой причине отсутствия изначальных подтверждающих документов об уплате утильсбора. Если вторая часть утильсбора будет уплачиваться непосредственно при утилизации, это уменьшает сложности от частых потерь подтверждающих документов об изначальной уплате.
Предложение 17. Установить новые размеры ставок утильсбора по физлицам и по юрлицам в зависимости от возраста автотранспорта, но для физлиц сделать их в 5 раз ниже чем для юридических лиц.
Для юридических лиц: возрастом до 3-х лет – ставка без изменений (от 75 до 575 МРП); от 3 до 5 лет – не более 250 МРП; от 5 до 7 лет – не более 400 МРП; свыше 7 лет – до 575 МРП.
Для физических лиц: возрастом до 3-х лет – от 25 до 190 МРП; от 3 до 5 лет – не более 50 МРП; от 5 до 7 лет – не более 80 МРП; свыше 7 лет – до 125 МРП.
Сделать то же самое в отношении ставок сбора за первичную регистрацию авто.
Предложение 18. Через сбор за первичную регистрацию Министерство промышленности пытается поддерживать отечественное производство за счет налоговых отчислений граждан. Наше предложение – сделать отечественное автопроизводство доступным для населения через доступное финансирование, т.е. в сотрудничестве с финансовыми институтами. Тогда спрос на отечественные автомобили увеличится более существенно. У нас есть конкретный проект, чтобы сделать его достоянием общественности, и мы готовы его презентовать и обсудить.
Предложение 19. Введение дифференцированных ставок утильсбора в зависимости от веса автотранспорта и сельхозтехники.
С одинаковой мощностью двигателя транспорт и техника могут отлицаться в весе и размерах в два раза. Поэтому целесообразно изменить категории по легковым авто, по автобусом и сельхозтехнике – сделать их на основе реального веса, а также привязать ставки сбора к стоимости пропорциональной реальной утилизации.
Предложение 20. Введение градации ставок утильсбора по техническим характеристикам автотранспорта.
К примеру, для автокранов с вылетом стрелы более 10 метров установить ставки 0, а для остальных – 50 МРП.
Сделать то же самое в отношении ставок сбора за первичную регистрацию авто.
Предложение 21. Введение дифференциации размеров утильсбора по странам.
Ввоз из тех стран, откуда прибывают в Казахстан машинокомплекты для автопроизводства, оставить ставки как сейчас. Но в отношении стран, откуда не ввозятся машинокомплекты, установить сборы размерами ниже. К примеру, если из Германии не ввозятся машинокомплекты, то в отношении машин из этой страны можно было бы ввести ставки ниже, поскольку они не будут создавать прямую конкуренцию выпускаемым в Казахстане моделям машин.
Сделать то же самое в отношении ставок сбора за первичную регистрацию авто.
Предложение 22. Введение градации ставок утильсбора по стоимости автотранспорта. Дороже авто облагается ставками выше, а авто дешевле ставками ниже.
Это необходимо для соблюдения соответствия пропорциональности и соответствия платежеспособности различных слоев населения. При действующей системе ставок вне зависимости от люксовости авто уплачивается один размер сбора в абсолютном размере, не важно стоит авто 5 млн тенге или 30 млн тенге. Соответственно, реальное соотношение размера уплачиваемого утильсбора к стоимости авто может быть и 5%, а может быть и 30%.

Для устранения данной несправедливости предлагается предусмотреть градацию по категориям стоимости. К примеру, размер сбора для авто стоимостью до 10 млн тенге установить от 20 до 50 МРП, тогда как для авто стоимостью выше 10 млн тенге установить другой размер сбора – от 50 до 500 МРП. Так, будет обеспечена большая справедливость в зависимости от степени премиальности авто.
Сделать то же самое в отношении ставок сбора за первичную регистрацию авто.
Предложение 23. Ввести понижение размера ставок утильсбора в зависимости от экологического класса автотранспорта. Для авто с высоким экологическим классом установить ставки ниже для стимулирования ввоза качественных и экологичных авто.

По автотранспорту с экологическим классом выбросов Евро-5 и Евро-6, а также Tier-3 и Tier-4 по технике сделать ставки утильсбора в 3 раза ниже, поскольку машины и техника таких экоклассов априори более качественная, продвинутая и экологичнее.

Предлагаемые ставки утильсбора:
* Для авто возрастом до 3-х лет – без изменений;
* От 3 до 8 лет – от 75 до 575 МРП, если экокласс 4; от 50 до 200 МРП, если экокласс 5; от 25 до 125 МРП, если экокласс 6.
* Свыше 8 лет – без изменений, если экокласс 4; от 50 до 300 МРП, если экокласс 5 и 6.

Сделать то же самое в отношении ставок сбора за первичную регистрацию авто.
Предложение 24. Ввести динамический план ставок утильсбора. Предусмотреть поэтапное снижение размеров с целью их доведения к нулю к 2030 году.
Тем самым будет закреплен четкий сигнал и правило, что степень самостоятельности автопрома должны увеличиваться к тому сроку и заградительных мер будет постепенно меньше. С другой стороны населения тоже будет видеть четкий план, что это бремя будет потихоньку спадать с их плеч и мягким постепенным образом все стабилизируется. Это позволит не переходить к резкому снижению, но с другой стороны обязывает закрепить поэтапное неизбежное снижение вплоть до минимального размера.
Предложение 25. Сделать привязку выплаты утильсбора к ваучерам на покупку новых авто.

Смысл заключается в том, что уплаченные средства являются вложениями граждан и предпринимателей Казахстана в будущую утилизацию. В таком случае пусть эти средства работают на них и помогают им хотя бы с решением вопроса будущей покупки нового авто, если они согласятся принять ваучер на покупку от отечественного производителя.
Отчетность АО «Жасыл Даму» за 2022 и 2023 годы показывает, что уплаченные средства граждан хранятся на депозитных счетах под ставку 15,75%. При данном проценте уплаченный гражданином 1 млн тенге утильсбора должен превратиться в 2,1 млн тенге уже через 5 лет, т.е. увеличивается более чем в 2 раза. А до полного выхода из эксплуатации еще остается 15 и более лет. Тогда почему нельзя дать тому же гражданину половину этих средств через 5 лет в виде ваучера на покупку отечественного авто? Тогда бы он мог выбрать – или оставить свою машину и продолжать ее эксплуатировать, или согласиться и продать свою б/у машину и взамен купить новую отечественную, но уже с использованием полученного ваучера, основу которого он сам уплатил через утильсбор 5 лет назад.
Предложение 26. Выкуп старых авто сделать с привязкой с автоматическим автокредитам.

Если лицо сдало машину на утилизацию, то получает ваучер (как скидочный сертификат) и еще можешь получить в отсрочку. РОП это финансирует. Президент еще в январе 2022 года поручал проработать Предложениеы ваучеров и иных общественно-полезных способов использования средств РОП для стимулирования обновления авто.
Кроме того, попутные предложения, не относящиеся напрямую к размерам утилизационного сбора:
Предложение 27. Привязка уплаты утильсбора к ВИН-коду автомобиля, чтоб уплаченное обязательство по РОП отслеживалось без платежки первоначального автовладельца.
Предложение 28. Отменить требование о возникновении обязательств РОП с момента пересечения товаром территории Республики Казахстан, и установить с момента таможенного оформления и выпуска в обращение.

Это позволит снять возникновение обязательств в отношении временно ввезенных транспортных средств и техники, которые не предназначаются к обязательному выпуску в обращение. Для этого необходимо внести изменение в Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 октября 2021 года № 763 Об утверждении Правил реализации расширенных обязательств производителей (импортеров).
Предложение 29. Внести изменения в порядок ввоза и последующей эксплуатации внутри страны чтоб вопросы дефектных авто и переоборудования решались в онлайн режиме.
Дело в том, что сейчас действует коллизия, когда получение разрешительной документации, в частности Сертификата о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), требуется органом сертификации при наличии авто, но с другой стороны авто не выпускается из таможенного Склада временного хранения (СВХ) без сертификации. Эта коллизия вынуждает граждан давать неофициальные платы в органах сертификации чтоб решить вопрос.

Точно также гражданам приходится давать неофициальные платы чтобы решить вопрос со временем, поскольку услуги органов сертификации не урегулированы по времени.
Кроме того, необходимо урегулировать вопрос с растаможкой авто, которые приобретаются на аукционах и ввозятся в РК с дефектами. Они выкупаются по лучшим ценам, однако при завозе автовладельцы сталкиваются с проблемами невозможности сертификации, поскольку имеется дефект. Поэтому приходится проводить ремонты зарубежом и только потом грузить авто и ввозить в Казахстан, тогда как эти ремонты могли бы выполняться у нас в стране, что оказало бы хороший эффект на инфраструктуру сервиса, ремонтов и предпродажной подготовки.
Нужно также решить вопрос с переоборудованиев авто. К примеру, если автовладельцу нужно из седана сделать кабриолет, или из джипа сделать вездеход и т.д., нужно пройти сложные процедуры. Этот вопрос должен быть решен таким образом чтоб мастерские по переоборудованию имели онлайн соединение со всеми органами, которые должны быть задействованы – с органом сертификации, если необходимо перевыпустить СБКТС или подтвердить безопасность; с органом регистрации, если необходимо поменять категорию транспортного средства и т.д.
Предложение 30. Ввести привязку обложения утильсбором к объемам производства соответствующей продукции, а также усилить требования к производству. Прописать это условие напрямую в нормативно-правовую базу.

Если нет производства более 5000 единиц конкретного вида транспорта, то такую категорию не облагать сборами, поскольку это не создает серийное производство, а оставляет на уровне крупноузловой сборки. Соответственно, нет целесообразности ограничивать бизнес там, где не имеется достаточного внутреннего производства нужного ассортимента, качества и объема. К примеру, если нет в стране производства грузовиков в объеме 5 тыс единиц, то автоматически освободить эту категорию от обложений чтоб зря не ограничивать бизнес. Или пример – если у нас в стране минивэны или манипуляторы производятся в объеме не более 1000 единиц, то снять с этих видов утильсбор и первичную регистрацию.

Предложение 31. Ввести контроль за автопроизводством через автоматизированную систему контроля. В этой системе должны регистрироваться все поступающие комплектующие и машинокомплекты, вводиться их серийные номеры, прослеживаться каждый кузов от начала производства до выхода готового авто, и процесс должен фиксироваться онлайн камерами.

Без такого контроля будет продолжаться лжепроизводство и уклонение от обязательств локализации.