Новые меню разрабатываются каждый год
Редакция Qaz365.kz перевела статью о школьном питании в Финляндии, чтобы показать, как устроена система, которая формирует здоровые привычки у детей с детства.
Финляндия – первая страна, которая ввела бесплатные школьные обеды для всех учеников еще в 1948 году. Осознавая, что культура питания формируется с детства, критически влияет на качество жизни и продолжительность жизни каждого человека и благополучие всей нации, финны уделяют большое внимание обучению детей здоровому питанию и здоровым привычкам в еде. Это целостный педагогический инструмент, который выходит далеко за рамки школьного обеда.
Питание – это не просто прием пищи, это умение выбирать и комбинировать продукты, знать, что полезно для организма, а что вредно, понимать, из чего состоит еда, как она готовится и как утилизируются остатки. Школьные обеды, основанные на этих рекомендациях, в среднем покрывают одну треть общей суточной потребности ученика в энергии. Это означает, что остальные две трети должны покрывать завтрак, перекусы и ужин дома.
Расчетная энергетическая ценность школьного обеда по возрастам:
Размер порции |
Класс/возраст |
Энергетическая ценность обеда в ккал |
Маленькая |
От подготовительного до 2 класса (6-9 лет) |
550 |
Средняя |
С 3 по 6 класс (10-13 лет) |
700 |
Большая |
С 7 по 9 класс (14-16 лет) |
850 |
Новые меню разрабатываются каждый год, и при выборе продуктов учитываются отзывы и пожелания учеников. Родители или сотрудники школы могут подать жалобу, если качество услуг питания не соответствует требованиям.
Блюда, которые можно выбрать в рамках школьного обеда:
Категория продуктов |
Рекомендации |
Варианты |
Овощи, фрукты и ягоды |
Широкий выбор, в зависимости от сезона |
В разном виде, для каждого приема пищи. Предпочтение отдается сырым красочным овощам, ягодам и фруктам, которые можно подавать: – целиком или нарезанными; – как кусочки, добавленные в пасту; – в виде смузи; – в качестве спреда/пасты на хлеб; – в качестве ингредиентов компотов из свежих ягод. Овощи широко используются для приготовления пирогов, блинов, сырников и бутербродов. |
Бобовые (горох, фасоль и чечевица) |
Широкий выбор |
Бобовая паста (хумус и т.д.) в качестве спреда на хлеб. |
Хлеб и крупы |
Цельнозерновой хлеб (содержание клетчатки не менее 6г/100г для свежего хлеба и 10г/100г для хрустящего хлеба) с низким содержанием соли (свежий хлеб с максимальным содержанием соли – 0,7г/100г, хрустящий хлеб – 1,2г/100г) |
Для каждого приема пищи в разных формах. Предпочтение отдается цельнозерновым продуктам. Крупы можно подавать с добавлением ягод и фруктов. Отруби и овсянка добавляются в тесто, йогурт и смузи. |
Выпечка |
Продукты с низким содержанием жира, сахара и соли |
Предпочтение перед слоеным и песочным тестом отдается дрожжевому, из которого делают булочки и пироги с ягодной/фруктовой начинкой (как сладкая выпечка). Пирожки и низкокалорийные пироги с овощной начинкой. |
Молоко/молочные напитки и пахта Жидкие молочные продукты/кисломолочные продукты |
Обогащенная витамином D низкожирная пища. Низкожирные или с максимальным содержанием жира 1%, несладкие или с низким содержанием сахара. Максимальное содержание сахара в йогурте и кефире – 10г/100г, йогурте – 12г/100г |
Предпочтение отдается обычному йогурту, йогурту или творогу. Среди ароматизированных выбирайте йогурты с низким содержанием сахара или без сахара. |
Сыры |
Низкожирный сыр (максимальное содержание жира – 17%), низкосоленый сыр (до 1,2 г/100г) |
Максимум раз в неделю. |
Рыба |
Разные виды рыбы |
Пасты/спреды на основе рыбы, бургеры (котлеты-бургеры) |
Мясные продукты |
Пища с низким содержанием жира, сахара и соли |
Максимум раз в неделю. |
Яйца |
|
Используются в приготовлении пищи, для выпечки, в качестве начинки и спреда на хлеб или как гарнир. |
Орехи, миндаль и семена |
Разные сорта (за исключением индивидуальных аллергических реакций) |
Максимум 15-30г/день.
|
Питание во всех школах Финляндии в основном предлагается в форме шведского стола, который начинается с холодных блюд с овощами и салатами, различными топпингами и заправками, затем следуют прилавки, где можно разогреть горячие блюда, а в конце можно выбрать хлеб, масло и напитки. Детям предлагают только здоровую пищу, жареных блюд нет (вместо этого используется запекание).
Акцент делается на вегетарианских блюдах, свежих овощах и салатах (обычно на выбор предлагается шесть салатов, которые дети сами поливают маслом (оливковым, кукурузным, соевым, льняным) или соусом (также предлагается несколько видов). Салаты могут содержать кусочки ананаса, мандаринов и посыпаться сыром.
Мясо едят регулярно, но не каждый день. Если в меню есть суп, то это овощной суп с мясом или без, без добавления круп. Коричневый рис готовят в духовках с небольшим количеством воды.
Сладости и напитки с добавлением сахара запрещены. Даже на день рождения нельзя приносить в школу торты. Но именинников поздравляют песнями и открытками, а дети вместе играют в игры.
Школы и детские сады (детские сады) применяют шестинедельную ротацию основного и вегетарианского меню. Набор блюд и оформление кафетериев меняются в зависимости от сезона и праздников. Существуют также так называемые “кулинарные темы”, которые знакомят учащихся с международной кухней и обычаями разных стран.
Дети получают инструкции, как наполнить тарелку:
• заполнить половину тарелки овощами (салат, свежие или приготовленные овощи и/или ягоды/фрукты);
• заполнить 1/4 тарелки картофелем, крупами, коричневым рисом или макаронами;
• заполнить оставшуюся 1/4 тарелки бобовыми или другими растительными источниками белка, рыбой, птицей, яйцами или мясом.
После этого нужно:
• полить овощи маслом или заправкой для салата на основе растительного масла;
• выбрать цельнозерновой хлеб и добавить немного масла (содержание жира не менее 60%);
• выбрать молоко (цельное или обезжиренное), кефир или компот;
• обязательно взять свежую питьевую воду.
Нужно положить ровно столько, сколько вы способны съесть. Всегда можно взять добавку.
Перевел с английского языка Максут Рустемов