Следствие утверждает, что Кайрат и ее мать Гайни Алашбаева воспользовались доверием благотворителей и направили пожертвования на личные расходы
На судебном процессе по делу Перизат Кайрат прокуроры представили эпизод, касающийся предполагаемого хищения 126 миллионов тенге, собранных под предлогом поддержки детей с инвалидностью. Следствие утверждает, что Кайрат и ее мать Гайни Алашбаева воспользовались доверием благотворителей и направили пожертвования на личные расходы, передает Qaz365.kz.
По данным обвинения, в ноябре 2021 года Кайрат инициировала контакт с руководителем общественного объединения «Батыр» Айгуль Булатовой, организация которой с 2019 года располагала земельным участком под строительство реабилитационного центра. Обещая помощь, Кайрат начала кампанию по сбору средств, опираясь на образ общественной деятельницы и организовав благотворительный аукцион с участием известных казахстанцев.
За короткий срок на счет фонда поступили первые транши:
– 3 млн тенге от ТОО «GLOBAL EPCM INVESTMENT»
– 1 млн тенге от ТОО «Astana Lombard»
– 5 млн тенге от ТОО «Solar KZ»
Часть из этих средств, по словам прокурора, была потрачена на аренду ресторана Sheraton (3,8 млн тенге), где проходил аукцион. При этом Кайрат, чтобы укрепить доверие, вручила ключи от квартир двум семьям, хотя не имела отношения к их приобретению.
Позже, 27 ноября 2021 года, на мероприятии было собрано еще 12 млн тенге, в том числе от таких компаний, как ТОО «MM Group Development» (10 млн), «Astana Lombard» (1 млн), «Stroy System Pro» (600 тыс). Публично в соцсетях Кайрат отчиталась о собранных 48 млн тенге и «передаче» помещения стоимостью 100 млн тенге для центра, который на деле, как выяснилось, не существовал.
Прокуратура утверждает, что значительная часть этих средств пошла на личные цели:
– аренда автомобилей, перелеты, проживание в дорогих отелях
– покупки в бутиках GUCCI
– обналичивание средств и переводы на личные счета
– поездки в ОАЭ, Россию, Китай, Великобританию под видом командировок
– покупка спортивной одежды для отчетности (600 тыс. тенге), при этом большая часть денег, по версии следствия, ушла не по назначению.
Чтобы расширить масштабы сбора, Кайрат рассылала письма с просьбами о помощи в различные организации и компании, прикладывая презентации и фотографии. Так, с июля 2022 года она получила:
– 1 млн тенге от «Bateel Kazakhstan»
– 2 млн тенге от «Tigin Industries»
– 1 млн тенге от «Magnum Cash&Carry»
– 3 млн тенге от фонда «Әділ Ж.»
В 2022–2023 годах Кайрат продолжала анонсировать благотворительные проекты, собирая средства с граждан – по подсчетам следствия, ещё 105 млн тенге. Эти деньги, как заявила прокурор Мадина Оразалина, также были растрачены.
Следствие считает, что обвиняемые преднамеренно использовали имидж благотворительности для присвоения пожертвований. Судебное разбирательство продолжается.