Такси в Казахстане - в серой зоне: депутат предупредил об угрозе пассажирам

Редакция Qaz365.kz
Фото: pixabay.com

Депутат Мажилиса Елнур Бейсенбаев выступил с инициативой законодательно закрепить статус, права и обязанности водителей такси в Казахстане. Соответствующий депутатский запрос он направил министру транспорта, передаёт Qaz365.kz.

По словам мажилисмена, в сфере пассажирских перевозок сегодня работают более 500 тысяч водителей такси, однако эти данные не являются официальными. Агрегаторы не предоставляют точную информацию о количестве водителей, несмотря на то что сервисы такси стали неотъемлемой частью повседневной жизни казахстанцев.

«Это судьбы людей, жизнь и здоровье которых мы должны защищать на законодательном уровне», — подчеркнул Бейсенбаев.

Депутат отметил, что действующее законодательство до сих пор опирается на устаревшие термины советского периода и не отражает реалии работы современных агрегаторов. В результате, по его словам, деятельность водителей такси фактически находится в «серой зоне».

«Вне правового поля остаются вопросы ответственности, стандартов безопасности, прозрачности алгоритмов, страхования, а также защиты прав пассажиров и самих водителей», — заявил он.

Кроме того, в Казахстане отсутствует чёткое определение понятия «водитель такси». Неясно, кто и за что несёт ответственность — водитель, таксопарк или агрегатор. Это приводит к тому, что таксисты остаются социально незащищёнными.

Особое внимание депутат уделил вопросам безопасности. По его словам, требование проходить ежедневный медицинский осмотр во многих случаях носит формальный характер и фактически не выполняется.

«По сути, к выполнению заказов могут быть допущены люди без водительских прав. Самое опасное — использование праворульных автомобилей, которые на высокой скорости передвигаются по междугородним трассам», — отметил Бейсенбаев.

Он также указал на проблемы с прозрачностью тарифов, отсутствием безналичной оплаты у некоторых агрегаторов, а также на то, что в отдельных приложениях нет системы вызова экстренных служб и круглосуточной поддержки клиентов.

В своём депутатском запросе Елнур Бейсенбаев предложил ряд мер для наведения порядка в сфере такси:

  • обязать агрегаторы страховать жизнь и здоровье пассажиров и водителей на каждую поездку;
  • ввести официальное определение «водитель такси» и законодательно закрепить их статус, права и обязанности;
  • обязать водителей лично выполнять заказы и соблюдать минимальные санитарные нормы;
  • заменить формальные ежедневные осмотры на регулярные медицинские проверки с автоматизированным контролем через системы Минздрава;
  • обеспечить информирование пассажиров о реальной стоимости поездки;
  • усилить контроль за скоростью движения, маршрутом, а также проверку данных водителя и автомобиля через государственные базы.

Ожидается, что предложения будут рассмотрены профильными государственными органами.