Исследование: кто в Казахстане больше занимается воспитанием детей

Nur-Altay Umirzak

Прошел ежегодный общенациональный форум родителей в Астане

В Астане прошел ежегодный общенациональный форум родителей, сообщает Qaz365.kz.

Ранее мы уже анонсировали данное событие. Теперь приводим слова спикера Жансаи Бердимурат.

“Каждый член “Сенімен Болашақ” понимает, что быть родителем не означает родить ребенка и ждать пока он сам по себе чудесным образом станет взрослым. Каждая наша встреча, будь на региональном или республиканском уровне, будь это в маленьком ауле или большом городе, посвящена становлению себя в качестве осознанного родителя”, – начала она.

Спикер сообщила, что они провели социологическое исследование.

“Весной и летом этого года мы провели социологическое исследование во всех регионах Казахстана, чтобы получить представление об отношениях между родителями и их детьми, а также о качестве и характере семейного времени, проводимого вместе. Сегодня я рада поделиться с вами результатами, которые проливают свет на портрет казахстанского родительства”, – рассказала Бердимурат.

В опросе приняли участие 32 755 человек (37,3 – отцы, 62,7 – матери), из них 24 613 детей (48,6 – мальчиков, 51,4 – девочки). Возраст детей от 13 до 17 лет, а среди родителей преобладает категория от 33 до 55 лет. Больше 90% респондентов среди родителей – женского пола, то есть матери. Результаты опроса показывают, что Казахстанский родитель – это женщина.

“Характер нашего исследования включает изучение портрета родителя в трех измерениях: компетенции осознанного родительства, качество время провождения с ребенком, воспитание осознанного ребенка и вовлеченность в его жизнь”, – поделилась спикер.

По результатам опроса, 51% родителей постоянно читают различные публикации и иные информационные материалы о воспитании детей.

“Хоть и дискурс осознанного родительства появился сравнительно недавно, родительское сообщество нашей страны демонстрирует информированность и заинтересованность в этом. В то же время, наблюдается региональная дифференциация в выстраивании позитивных отношений с ребенком, удивительно, но чем севернее – тем позитивнее. Так, около 80% родителей Акмолинской, Павлодарской, Костанайской, Северо-Казахстанской областей превратили в ежедневную привычку говорить добрые слова, шутить и целовать своего ребенка. В южных регионах (город Шымкент, Туркестанская, Кызылординская, Жамбылскаяобласти) этот показатель ниже 67%”, – привели статистику.

Около 79% родителей отметили готовность бросить все свои дела и заняться своим ребенком в любой ситуации. 76% родителей регулярно проводят 1 день недели вместе с ребенком, но привычка вечерних бесед по итогам дня, которое имеет очень важное воспитательное значение, наблюдается только у 60% родителей.

“Имеются определенные препятствия, которые мешают родителям качественно проводить время со своими детьми. Наша жизнь насыщеннее, чем когда-либо, и очень важно правильно распределять энергию, время и ресурсы, чтобы больше времени и энергии оставлять своим детям. Качественное времяпрепровождение с ребенком должно быть не роскошью, а приоритетом”, – считает Жансая Бердимурат.

Трудовое воспитание ребенка практикуют около 86% родителей, из них 60% считают труд обязательством ребенка и лишь 26% подходят к трудовому воспитанию осознанно.

“Да, мы говорим именно о качественном времяпровождении, когда мы помогаем ребенку научиться управлять своим временем с максимальной пользой, правильно расставлять приоритеты, повысить эффективность наших с ребенком коммуникаций, обучать их каким-то другим жизненным навыкам.

Около половины родителей предпочитают ездить в гости к родственникам во время своих выходных, 30% отметили шопинг или экотуризм как способ совместного провождения выходных, лишь 12% проводят время посещением культурных мероприятий (кино, концерты и театральные спектакли)”, – рассказала спикер.

Поддержка родителя важна при решении интеллектуальных задач.

“Около 55% родителей временами вовлекаются в совместное выполнение домашнего задания и 23% респондентов отметили, что делают это постоянно. Также около 21% родителей отметили не вовлеченность в этом процессе, то есть они не знают сколько времени ребенок тратит на выполнение домашнего задания или выполняет ли их вообще.

С одной стороны, вовлеченность родителя в выполнение учебных заданий ребенка может позитивно влиять на эмоциональное состояние ребенка, снижая уровень стресса и тревожности. С другой стороны, согласитесь, таким образом мы можем навредить ребенку препятствуя отработке и получению необходимых жизненных навыков. Результаты опроса показали, что нам необходимо дать родителям больше навыков и лайфхаков по правильному выстраиванию процесса помощи ребенку при выполнении домашнего задания”, – считает Бердимурат.

Она также считает, что осознанный родитель способен воспитать осознанную личность, вовлекая ребенка в жизнь и вовлекаясь в его жизнь.

“Участвовать в жизни ребенка не означает устраивать допросы или грозно напоминать о морали добра и зла в стрессовых для ребенка моментах. Это означает вовлекать ребенка к семейным обсуждениям, обращаться с ним с уважением к его личности, не контролировать, но знать о событиях в его жизни, не грозить, а советовать о важности правильного выбора моральных принципов.

Согласно исследованию, 84% родителей советуются со своими детьми вне зависимости от возраста, 51% родителей выборочно (то есть в зависимости от ситуации) вовлекают детей в обсуждение семейных вопросов, и лишь 30% родителей обязательно приглашают ребенка к обсуждению вопросов в семье.

Воспитывая ребенка, родитель воспитывается сам. Половина респондентов отметили открытость к критике со стороны своего ребенка, но треть родителей не приемлет какую-либо критику их действий или решений. Практически все родители лично знакомы или знают о друзьях своих детей, но к сожалению совместное воспитание ребенка пока у нас мало практикуется. Под совместным воспитанием мы имеем в виду объединение родителей друзей и совместная организация каких-либо мероприятий”, – говорит спикер.

В конце она предложила посмотреть на жизнь ребенка глазами родителя.

“Казахстанский ребенок в свое свободное время больше занимается домашними делами, гуляет с друзьями или занимается спортом, больше сидит в интернете или смотрит телевизор и меньше читает книг. Необходимо отметить, но это уже глобальная тенденция, что социальные сети повлияли на рост популярности занятий спортом у современных детей, демонстрируя важность физически развитого телосложения. У большинства детей (82%) сложились хорошие отношения с учителями, однако мы наблюдаем что проблемы буллинга никуда не исчезли. Ответы родителей и фактические данные говорят о низком уровне доверительных отношений в треугольнике родитель-ребенок-школа. Школьная жизнь ребенка больше остается в тени”, – заключила Бердимурат.

Она заявила, что проведенное ими исследование помогло пролить свет на портрет современного казахстанского родителя и на насущные проблемы родительства и воспитания личности.

“Во-первых, опрос подтвердил неосознанную некомпетентность во многих вопросах родительства. Родители нуждаются в поддержке, информации, получении навыков и знаний. Во-вторых, это очень важно для моей команды, результаты исследования сформировали для нас карту необходимых мероприятий, дифференцированных по регионам и по проблематике.

В заключение я выражаю свою глубочайшую благодарность всем родителям, которые приняли участие в этом опросе. И всем Вам, кто находится здесь! Именно вы, родители Сенімен Болашақ – движущая сила нашей миссии. Вдохновленные мечтами и желанием счастья наших детей, мы будем и дальше усердно работать, чтобы вместе с вами строить более светлое, взаимосвязанное будущее для наших семей и нашей нации. Сенімен Болашақ-Сенімен Болашақ! Благодарю вас!”, – закончила Жансая Бердимурат.