Снизятся ли ставки утильсбора в 2024 году – ответил Премьер-Министр

Nur-Altay Umirzak

Также в случае отсутствия сведений, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товара

Фото из открытых источников

Депутат Мажилиса Нартай Аралбайұлы 27 декабря направил депутатский запрос Премьер-министру Алихану Смаилову о снижении стоимости утильсбора. Сегодня глава Правительства ответил на запрос, сообщает Qaz365.kz.
 

«Рассмотрев ваши депутатские запросы, касающиеся таможенных сборов, а также ставок утильсбора и первоначальной регистрации, сообщаю следующее. При ввозе товара в отношении снижения предельной цены автомобилей в таможенной сетке участник внешнеэкономической деятельности представляет представителю таможенного органа декларацию с указанием стоимости товара. Расчет налогов и сборов на товар, переправляемый через границу, осуществляется с учетом его таможенной стоимости, и именно это значение влияет на расчет различных платежей при оформлении документов. При этом, некоторые участники внешнеэкономической деятельности пытаются уменьшить сумму расчетов за счет снижения таможенной стоимости», – говорится в ответе Алихана Смаилова.


Глава Правительства отметил, что в 2023 году таможенными службами снижена стоимость ввозимых в Казахстан транспортных средств на 157,4 млрд тенге, по которым дополнительно начислены таможенные платежи и налоги на 43,6 млрд тенге. Кроме того, имеются факты снижения таможенной стоимости грузовых автомобилей с низкой экологической категорией из Китая, которые не соответствуют требованиям Технического регламента по 5 экологическим категориям.
Также в случае отсутствия сведений, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товара, стоимость таких товаров определяется таможенным органом на основании имеющихся сведений по аналогичным товарам либо на основании результатов независимой экспертизы. Таким образом, он отметил, таможенная сетка по предельным ценам на автомобили применяется только при выявлении нарушений в рамках контроля таможенной стоимости.
 


«Введение утилизационного сбора (с 2015 года) и первоначального регистрационного сбора для автотранспортных средств в отношении снижения ставок утилизационного платежа и первичной регистрации используется в целях стимулирования обновления автопарка и обеспечения безопасности граждан, а также улучшения экологической обстановки. Вместе с тем, соответствующая политика направлена на сохранение устойчивости инвестиционных условий в области автомобилестроения и продолжает выполнять функцию сдерживания ввоза подержанных автомобилей, а также обновления автопарка страны путем приобретения новых автомобилей, в том числе автомобилей отечественного производства», – сказал Премьер-Министр.

Согласно данным Национального бюро статистики, по состоянию на начало 2015 года парк легковых автомобилей в Республике Казахстан составил 4 млн единиц, из них 75,4% выпущенных 10 лет назад (2,90 млн. единиц) и 8,4% к 3 годам выпуска (326 тыс. единиц). В начале 2022 года (до снижения утилизационного сбора на 50%) значение доли в парке легковых автомобилей изменилось в сторону положительного значения.

«Скажем, для автомобилей, которым меньше 3 лет выпуска, они выросли с 8,4% до 13,6%, а доля автомобилей, которым больше 10 лет выпуска, снизилась с 73% до 63%. Однако утилизационный сбор снизился на 50%, и впервые с 2015 года после объявления легализации в 2022 году было зарегистрировано увеличение количества старых машин. Следует также отметить, что утилизационный сбор не входит в стоимость отечественных автомобилей в объеме до 77% рынка. При этом, из получаемого утилизационного сбора 180 млрд тенге выделено на обновление автомашин, сельскохозяйственной техники и автобусов путем льготного кредитования и лизинга», – говорится в ответе.

Кроме того, Министерством экологии и природных ресурсов за счет утилизационного сбора в 2024-2026 годах планируется потратить 200 млрд тенге на экологические мероприятия. Следует также отметить, что ведущие страны мира активно используют тарифные и нетарифные барьеры для защиты внутреннего автомобильного рынка, а также инструменты прямого и скрытого протекционизма. Например, следует отметить, что с момента развития автомобильной промышленности Южной Кореи и Узбекистана барьерные пошлины применялись и действуют до сих пор для импортных автомобилей в целях защиты своего рынка.