Каким будет Новый Казахстан зависит от каждого из нас – Зауре Картова

Редакция Qaz365.kz

Каждая страна должна иметь свой путь развития

Фото из личного архива З.Картовой

30 августа в Казахстане отмечают День Конституции. В ноябре 2022 года Президент Касым-Жомарт Токаев по итогам июньского референдума подписал шесть законов о внесении изменений и дополнений в Основной Закон страны. Как изменился главный документ республики за последние годы и каким образом это отразилось на жизни граждан? Своим мнением в интервью с корреспондентом сайта Qaz365.kz поделилась кандидат исторических наук, декан факультета истории, экономики и права СКУ им. М. Козыбаева Зауре Картова.

– Зауре Кенесовна, по Вашему мнению, какое значение День Конституции имеет для казахстанского общества?

– Каждая страна должна иметь свой путь развития, принимая законы на основе собственной Конституции. Время показало, что модель нашего Основного Закона стала наиболее приемлемой для Казахстана, поскольку позволила обеспечить политическую стабильность, общественное согласие, экономическое развитие государства, а также гарантировать эффективную защиту прав и свобод граждан. Ещё один важный факт, о котором всё время напоминают и помнят историки, при принятии Конституции 1995 года было рассмотрено около 30 тысяч предложений, на основании которых в текст Конституции внесено 1100 поправок и изменений. Следовательно, наш Основной Закон стал поистине выражением воли народа, а сам народ стал его соавтором. Поэтому 30 августа 1995 года вошло в историю нашего государства как День Конституции Республики Казахстан. Это праздник, который направлен на осознание каждым из нас своей гражданской ответственности.

– 5 июня 2022 года по инициативе Главы государства в Казахстане провели Республиканский референдум. Насколько значимую роль он сыграл в вопросах развития нашей страны?

– Все вносимые изменения в Конституцию, принятые на республиканском референдуме, были основаны на предложениях общественности, рекомендациях и запросах депутатов Парламента, Конституционного Совета, Центральной избирательной комиссии, Верховного Суда. По этой теме состоялись плодотворные дискуссии с членами Национального совета общественного доверия. При разработке документа тщательно проанализированы конкретные предложения исследователей и общественных деятелей, политических партий, неправительственных организаций и авторитетных экспертов. Изменения в Конституцию дали возможность путём сокращения президентских полномочий усилить роль законодательных и исполнительных органов. Конституция, состоящая из 98 статей, была обновлена на одну треть. Изменения затронули 31 действующую статью, были включены две новые статьи.

– Последний раз, до июня 22-го, референдум в Казахстане был 27 лет назад. О чём, на Ваш взгляд, свидетельствовало решение Президента, связанное с организацией всенародного голосования?

– Затянувшийся процесс транзита власти, нарастающие социально-экономические проблемы, слабая система сдержок и противовесов привела к необходимости проведения глубинных изменений в политической системе общества. Эти изменения были нужны в первую очередь для того, чтобы установить конституционные основы для создания Нового Казахстана, о котором Президент страны Касым-Жомарт Токаев заявил в Послании народу 16 марта 2022 года. Очевидно и закономерно, что каким будет Новый Казахстан зависит от каждого из нас, от нашей готовности принять и понять логику перемен, от нашего желания построить Справедливое общество.

– Во время одного из выступлений Касым-Жомарт Токаев заявил о том, что Конституционная реформа нацелена на комплексную трансформацию всей государственной модели. В чём это проявляется? Какие наиболее ключевые изменения Основного Закона страны Вы можете отметить?

– Реальных изменений достаточно много. Граждане, которые в той или иной мере участвуют в государственной жизни, не могли их не заметить. Согласно п. 5 статьи 87, маслихат может выразить недоверие акиму и поставить вопрос о его освобождении от должности, выбор акимов проводится на альтернативной основе. Данная норма впервые прописывается в Основном Законе страны и реализовывает принцип меритократии. Акимы и их заместители не смогут занимать должности в филиалах политических партий, чтобы предотвратить использования партиями административного ресурса. Таким образом, партии получат возможность равноправного участия в государственном управлении. Это создаст конкурентную политическую среду и откроет дополнительные возможности для появления новых авторитетных политиков.

Каждый регион получил возможность избрать в нижнюю палату как минимум одного депутата, который будет защищать интересы области. Предстоит серьёзно подойти к конституциональному и священному политическому праву каждого казахстанца - избирать и быть избранным. Комплексная трансформация государственной модели в экономике и в политике должна способствовать формированию настоящей, здоровой конкуренций, обеспечивающей исключительно равные возможности для всех.

Очень важно, на мой взгляд, что вотум доверия избирателей должен быть оправдан. Это выражается в том, что согласно п. 5 статьи 52 Конституции, все депутаты, избранные по мажоритарной системе, могут быть отозваны своими избирателями, если те будут не удовлетворены их работой или они не оправдают их ожиданий.

– Ряд изменений в Конституции как раз был направлен на модернизацию избирательной системы Казахстана. Каким образом преобразования отразятся на развитии страны и общества?

– Выборы в нашей стране впервые были проведены согласно пропорционально-мажоритарной модели. Так, теперь 70% депутатов будут избираться по партийным спискам, а 30% – по одномандатным территориальным избирательным округам. Мажоритарная избирательная система не препятствует участию партий в выборах в маслихаты, она лишь создаёт равные условия для выдвиженцев партий и независимых кандидатов.

Особенно важным является то, что после принятия изменений мы сможем создать благоприятные условия для создания политических партий. Стало ясно, что на политическом поле нужны новые игроки и новые лидеры, которых поддержит сам народ. Как народные избранники они будут представлять наши интересы и наши чаяния в органах власти. Это реальные изменения, ранее для регистрации партии нужно было 40 тысяч человек, потом этот пороговый уровень был снижен до 20 тысяч. Сейчас принимается поправка о снижении регистрационного порога в четыре раза - до 5 тысяч. Длительное время политики-эксперты говорили о необходимости изменения требований к регистрации новых партий. И вот этот момент наступил: сокращена минимальная численность инициативной группы для создания партии, увеличены сроки проведения учредительного съезда и формирования филиалов партий. У граждан страны появится реальная возможность создать новую партию, затрачивая при этом меньшие силы. На уровне районов и городов, где требуется тесное взаимодействие депутатов с гражданами, будет осуществлён полный переход на мажоритарную избирательную систему.

– Ожидалось, что Конституционная реформа усилит представительную ветвь власти, укрепит систему сдержек и противовесов, повысит субъектность маслихатов. Достигнуты ли цели?

– Поправки предусматривают большую политическую и экономическую самостоятельность акимов и маслихатов, расширение их полномочий одновременно с уменьшением степени влияния на них Президента и центральных госорганов. Такими мерами стали введение должности Председателя маслихата и укрепление экономической самостоятельности органов местного самоуправления. Так для расширения финансовых возможностей сёл наряду с программой «Ауыл – ел бесігі» был внедрён механизм прямого финансирования местных бюджетов.

– Насколько после внесения поправок в Конституцию, расширилось участие граждан в управлении государством? И как преобразования повлияли на демократизацию политических процессов?

– В целом, стоит отметить, что становление гражданского общества – процесс не одномоментный, и как правило, достаточно длительный. Мы прекрасно осознаем, что формальная регистрация НПО и партий сама по себе ничего не даёт и кардинально не меняет. Но расширение конституционных прав в этой сфере и есть реальная возможность для демократических преобразований. Ключевым здесь является принятие системы ценностей, характерных для гражданского общества и желание каждого гражданина активно участвовать в политических процессах. В рамках данных изменений в Конституции, политические решения будут приниматься путём детального обсуждения всеми заинтересованными сторонами до достижения максимально возможного консенсуса. Меняется внутренняя архитектура нашего государства, а значит, изменения неизбежны.

– Спасибо за содержательную беседу!