Подробности рассказала журналистка Белла Орынбетова
Журналистка Белла Орынбетова рассказала подробности о случае в кафе “Динара”, где администраторша называла фашистами посетителей, попросивших меню на казахском языке, пишет Qaz365.kz.
Мы ранее писали об инциденте, где администраторша кафе назвала "фашистами" и отказала в обслуживании посетителей, попросивших меню на казахском языке.
Позже администраторша кафе извинилась. Но Белла Орынбетова раскрыла подробности истории, рассказав с чего все началось и как писали заявление в полицию.
“В минувшее воскресенье, 5 февраля, группа во главе с феминистками провела митинг возле парка Ганди (разрешение получено). Девушки, приехавшие на митинг на час раньше, замерзли и собирались выпить кофе в соседнем кафе "Динара", чтобы согреться. Администратор кафе, узнав, что они участвуют на митинге, выгнала из кафе, заявив, что "мы не обслуживаем людей, участвующих на гей-митингах".
Девушки пожаловались на эту ситуацию, рассказав Айгерим. По окончании митинга Айгерим Кусаинкызы, Камила Мюллер, Айнур Садырбай и еще несколько человек посещают кафе Динара. За просьбу о казахском меню администратор угрожает вызвать полицию, если сейчас не уйдут фашисты, нацисты.
Через несколько минут прибывает служба охраны (частная охранная служба и ГБР). Администрация кафе сказала, что группа людей шумела и потревожила важных, уважаемых гостей. Это поведение сотрудников Кафе еще больше раздражает Айгерим. Они вызывают участковую полицию Алмалинского района в связи с нарушением их прав потребителя и граждан Казахстана. По прибытии полиции по факту Разжигания социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни по статье 174 Уголовного кодекса РК с заявлением о возбуждении уголовного дела”, – журналистка Белла Орынбетова
История не закончилась на заявлении в полицию, так как они не нашли состава преступления при рассмотрении дела. Но по словам журналистки, этим должны заниматься эксперты, а обвиняемые наказаны.
”Однако спустя 6 дней пришло письмо из Департамента полиции, в котором говорится, что оснований для возбуждения уголовного дела нет. То есть полиция не нашла в словах "фашист, нацист" состава преступления. А несколько лет назад сказанное Ася Тулесовой слово "гад" экспертиза признала ущемлением человеческого достоинства, оскорблением и возбудила уголовное дело. Экспертиза анализирует слова по закону, а не сотрудники полиции. Айгерим говорит, что "в современных условиях слово фашист во время российской оккупации Украины – самое серьезное оскорбление". Тогда только милиционеры можно запугать, у обычных граждан толстая кожа?
6 февраля Айнур Садырбаева вновь обратилась в Департамент полиции по статье 145 Уголовного кодекса РК о нарушении равных прав человека и гражданина. Ответ не заставит себя ждать. Опять же, оснований для возбуждения уголовного дела не нашлось.
В департаменте полиции сообщили активистам, обратившимся за оказанием услуг на казахском языке, что можно подать жалобу, по административному, а не уголовному делу. Почему те, кто не обслужил на казахском языке, кто назвал "фашистом" требовавших конституционных прав, должны оставаться безнаказанными?”, – журналистка Белла Орынбетова
Журналистка также добавляет, что в кафе до сих пор нет казахского меню (как писало руководство кафе, меню на доработке). На запрос о таковом меню сотрудники отвечают грубо.
“В день инцидента более пятидесяти человек в 2gis написали негативный отзыв о кафе "Динара", и даже русская девушка, сидящая за соседним столом, увидела ситуацию своими глазами и оставила комментарий, что больше не придет в кафе, где дискриминируют людей. Модераторы 2GIS сидела сложа руки.
В этом случае мы должны способствовать тому, чтобы эта ситуация не повторялась, если в обществе нет органов, которые являются гарантом справедливости, порядка, закона.
P.S. После инцидента распространилось видео, на котором администратор кафе просит прощения (неизвестно, перед кем просит, перед почетными гостями кафе или людьми, которых оскорбила). Однако наши знакомые, посещающие кафе "Динара", говорят, что казахского меню все еще нет, а на запрос о казахском меню сотрудники отвечают грубо”, – журналистка Белла Орынбетова