Нариман Курбанов признался, что в детстве порой ненавидел гимнастику
Серебряный призер летних Олимпийских игр в Париже алматинец Нариман Курбанов признался, что в детстве порой ненавидел гимнастику и даже хотел оставить спорт. О неизвестных моментах из жизни обладателя исторической награды, роли и значении его отца, будущем и многом другом – в интервью «Вечёрке», передает Qaz365.kz.
Время придирок к себе прошло
– Вы уже осознали себя в новой роли – спортсмена, который принес Казахстану первую в истории нашей страны олимпийскую медаль по спортивной гимнастике?
– Честно говоря, еще не до конца. Когда утром пробуждаюсь, то первая мысль, которая приходит в голову: может, мне все это приснилось, но потом открываю глаза шире, вижу медаль, сувениры из Парижа и убеждаюсь, что все это реальность… Правда, саму столицу Франции толком не успел посмотреть. Почти все время занимали тренировки. Однако Эйфелеву башню в полный рост один раз все-таки увидел, уже почти перед отъездом.
– Помните, о чем думали непосредственно во время выступления?
– Я выходил первым и сконцентрировался на том, чтобы сделать все так, как на многочасовых тренировках, где я оттачивал каждое движение, доводил до автоматизма. Моя задача была, сделать все в точности так, как я повторял много раз в зале, ничего не убирая. Время придирок к себе прошло, теперь надо было просто выложиться максимально, показать, что я могу, задать высокую планку своим соперникам и ждать результата. Так я и сделал. Тем более что в комбинации на коне, которую я выполнил, много уникальных элементов. Насколько я знаю, их никто раньше не исполнял, и это на самом деле удивительно. Теперь же многие спортсмены хотят повторить.
Очень помогала поддержка близких и, конечно, отца, а по совместительству моего личного тренера Хусанжана Курбанова, вместе с которым мы разрабатывали, а затем оттачивали комбинацию элементов на коне. Папа буквально прыгал от радости, когда я завоевал серебряную медаль. Еще бы, ведь мы так долго к этому шли, а отец вообще всю жизнь мечтал о медали на соревнованиях высочайшего уровня.
Достала гимнастика!
– Кстати, папа – строгий наставник?
– Еще какой! Многие не верят, но мне всегда доставалось больше, чем остальным. Отец часто относился ко мне строже, чем к другим своим подопечным. К тому же ребята после тренировок расходились по домам, меня же гимнастика преследовала везде. Отец готов был говорить о ней круглые сутки, давать мне советы, отчитывать меня. Мама, Альфия Курбанова, часто пыталась меня защитить, предлагала бросить гимнастику и сосредоточиться на чем-то другом. Опасалась, что больших успехов я не достигну, стану в итоге просто тренером, а так хоть серьезной профессией буду владеть, которая всегда прокормит, если отучусь на юриста или экономиста, например. Однако папа был настроен серьезно.
Он ведь и сам мечтал стать чемпионом по спортивной гимнастике, и всегда верил, что главное желание его жизни воплотит сын.
– Тем не менее вы уходили из гимнастики…
– Да, был такой период в подростковом возрасте. Школьные учителя говорили, что из меня вряд ли получится хороший спортсмен. Я даже подтягиваться на уроках физкультуры толком не мог, было время. В какой-то период гимнастика меня достала. В общем, я решил сменить ее на футбол. Папа согласился, но предупредил, что на тренировки возить меня не будет, у него своей работы в зале полно, ему неудобно и некогда. Я уже вполне самостоятельный, так что ездить буду сам, раз уж принял такое решение, и оплачивать тренировки – тоже. Благо, бабушка давала мне достаточно денег на карманные расходы. Правда, увлечение футболом долго не продлилось. В конце концов я решил, что глупо ставить крест на гимнастике, отдав ей столько лет жизни. Получается, все зря, что ли? А ведь у меня, можно сказать, даже детства нормального не было. Начиная с шести лет пока другие мальчишки играли во дворе, я был в спортивном зале на очередной тренировке. Иногда уже начинал ненавидеть гимнастику. К тому же я оказался не из тех, кто с малых лет демонстрирует спортивные успехи. Однако отец не сдавался. Он не только продолжал меня тренировать, но и говорил со мной о гимнастике буквально сутками. Если другие ребята, которые с ним занимались, выходя из зала, могли на что-то переключиться, то мне такой возможности отец не давал. В конце концов я попросил его обсуждать спортивные вопросы только в зале, чтобы можно было хоть где-то расслабиться и отдохнуть.
А еще папа очень следил за моим режимом дня – чтобы я вставал в 6 утра и ложился не позже 11 вечера. Уже давно я и сам придерживаюсь этого графика.
– Что еще важно соблюдать гимнасту?
– Сразу скажу: никаких особых диет не придерживаюсь. Главное – упорство в достижении цели и регулярные тренировки. Конечно, в детстве было обидно, что они отнимают много времени. Пока ты занимаешься в зале, сверстники развлекаются.
– Но игра все-таки стоила свеч?
– Очевидно, да! В один момент все же решил взять себя в руки и показать, на что способен. Однажды просто надоело быть в числе отстающих спортсменов, которых даже на соревнования не всегда берут. Я собрал волю в кулак, стал тренироваться усерднее, и все начало меняться. На свой первый турнир поехал за счет средств спонсоров и показал хорошие результаты, после чего меня приняли в национальную сборную Казахстана.
Первое в жизни золото завоевал на этапе Кубка мира в Австралии. Никогда раньше не думал, что могу забраться так высоко, это стало стимулом идти еще дальше. Да, я доволен результатами, но это не значит, что дальше буду почивать на лаврах. Сейчас мне дали время отдохнуть, подготовиться к свадьбе, помочь дома с ремонтом. Потом снова будут тренировки, тренировки, тренировки. Как говорит отец, мы забудем про олимпийскую медаль и начнем цикл подготовки к новым успехам на следующих стартах.
Люблю мотивационные истории
– Не боитесь, что ваше новое семейное положение будет отвлекать от спорта, появятся новые заботы…
– Такие опасения как раз были перед подготовкой к Олимпийским играм в Париже, поэтому я просил свою любимую девушку Аиду подождать. Кстати, она тоже гимнастка. Мы даже в детстве выступали на одних и тех же соревнованиях, но не замечали друг друга. Чувства возникли позже, когда встретились уже взрослыми. Причем она жила в Астане, я в Алматы, однако это не стало преградой, и вот мы готовимся к свадьбе.
Женитьба не станет препятствием, наоборот, новый статус придаст мне уверенности, ответственности перед семьей, которую мы создадим. К тому же моя невеста во всем меня поддерживает, за что я ей очень благодарен
– Интересно, а своих будущих детей вы тоже в спорт отдадите, по примеру отца?
– Признаюсь, и сам об этом задумывался и пришел к выводу, что да. Если они заинтересуются спортивной гимнастикой, будут демонстрировать успехи – прекрасно. Если же нет, в любом случае это принесет пользу их здоровью, поможет развитию, что тоже важно, согласитесь. Для этого в основном родители и отдают детей в разные спортивные секции.
– Чем-то помимо гимнастики увлекаетесь? Время на хобби остается?
– Обычно мы тренируемся пять дней в неделю по четыре часа – два утром и два вечером. Если время остается, я провожу его с близкими. Еще люблю книги, как мотивационные, так и художественные, очень вдохновляют истории знаменитых спортсменов. Из них можно многое узнать. «Разум чемпионов» Джима Афремова – одна из последних книг, которую я прочитал. Очень полезная книга. Из нее можно почерпнуть много действительно важных мыслей.