×

Колонизировать разум – лишить своего языка: азербайджанский психолог про СССР

Гюльнара Акперова рассказывает об особенностях колонизации при СССР

Колонизировать разум – лишить своего языка: азербайджанский психолог про СССР
Коллаж Qaz365.kz / Media.az

Азербайджанская психологиня Гюльнара Акперова в интервью местному VarYox поговорила об СССР и психологии колониализма, пишет Qaz365.kz.

По словам Гюльнары, Советский Союз не был колонией, империей в классическом понимании, но основные характеристики колониальной политики там были: установление военно-политической власти, экономическое угнетение и внедрение культуры и языка колонизатора.

Она в первую очередь остановилась на психологии колонизатора, а также общих чертах колонизации и особенности СССР на этом пути.

“Что такое психология колонизатора?

Колонизатор прекрасно знает, что он идет в новые страны, для того чтобы угнетать и обогащаться за счет этой страны. Для этого – чтобы проводить массовое насилие – колонизатор придумывает разные мифы: о том, что он великий народ, который идет спасать примитивных дикарей. Так поступали все колонизаторы: французские, британские, голландские.

 Советский Союз к этому добавил еще и миф о братстве, большом брате, миф о том, что “мы несем освобождение, цивилизацию и технологический прогресс”. Колонизатор включает машину пропаганды и через какое-то время все поколение в это искренне верит. “Мы идем спасать людей, помогать, обогащать, развивать”.

После подробного разбора о том, как думают колонизаторы, психологиня остановилась на том, что происходит с колонизируемым. О том, какой путь проходить тот, кому насаживают чужое и как это отражается на жертве.

”Колонизированный в начале, когда приходит колонизатор, чувствует себя угнетенным. Он испытывает ненависть, агрессию. Но высказывать агрессию очень опасно, потому что колонизатор всегда устанавливает свою власть через насилие. И колонизированный после нескольких попыток понимает всю свою беспомощность, и у него развивается выученная беспомощность.

Что же происходит с агрессией и ненавистью, которые накапливаются – колонизируемый трансформирует их в восхищение. И он начинает постепенно действительно верить в этот миф, что “эти люди принесли мне освобождение, дали мне культуру, науку, цивилизацию”.

Также Акперова подчеркнула, какие общие цели у всех колонизаций и как они этого добиваются.

“Здесь важно понимать, что у колонизатора никогда нет цели развивать колонизированные страны. Все, что он хочет, это обогащаться, выкачивать материальный и человеческие ресурсы. Для этого он использует два основных пути:

  1. Колонизировать территорию и установить там свою власть;
  2. Колонизировать мозг местного населения.

Каким путем он это делает? Он лишает местное население собственной идентичности”.

О том, как лишить колонизируемых собственной идентичности, Гюльнара рассказала очень подробно. По ее словам, уникальность и самоидентификация человека определяет язык. Именно язык, по ее мнению, является причиной уникальных культур, мировоззрения. Лишившись языка, угнетенное население начинает смотреть на себя и себе подобных глазами колонизатора.

“Самый простой путь колонизировать разум – это лишить человека его языка. Потому что язык это основа коммуникации, то как мы строим свое мировоззрение, как мы общаемся со своими близкими, предками. Когда у человека отбирается язык, он теряет связь поколений. Это как дерево, у которого отрезали корни – малейший ветер его снесет. Человек, у которого отобрали культуру, идентификацию и язык, становится никем и ничьим. Его можно послать на любую войну, любые тяжелые стройки – ему незачем будет сопротивляться, он лишен своей идентичности.

Самый главный миф, который приносит с собой колонизатор  – это миф о своем величии. И здесь всегда есть обратная сторона: если эта культура великая, значит другая примитивная. И сегодня, когда люди говорят о своем народе, о своем языке, как о не развитом, примитивном, слабый небогатый, это результат многолетней пропаганды. Это когда люди смотрят на себя глазами колонизатора – они говорят о себе так, как многие годы колонизатор внедрял в их мозг. Они уже в это верят”.

Кроме объяснения, как колонизируемый начинает думать как колонизатор, психологиня объяснила и что можно с этим сделать – нельзя забывать, что одна культура может быть лучше другой.

“Что мы можем с этим делать?

Во-первых, понимать, что это миф. Ни одна культура не может быть более великой, чем другая. Каждая культура для своего народа великая. Она может не нравиться кому-то другому, может быть непонятной, казаться другой, но для каждого человека своя культура аутентична, уникальна и великая.

Когда нам говорят, что колонизатор дал нам доступ к своей великой культуре – да, отлично – он нам дал доступ к русской культуре, мы знаем, читаем и любим Достоевского, Толстого, слушаем Чайковского, но какой ценой?! Зато мы не знаем свои культуру и язык, зато уничтожалась наша культура, уничтожались наши поэты и писатели. То есть это было одностороннее внедрение культуры, традиции и обычаев одного народа, и репрессия культуры, обычаев и мифов местного населения”.

Также азербайджанка по полочкам расставила важность развития своих языка и культуры. А начать это надо с деколонизации, не забывая, что колонизация это мощная машина пропаганды и надо с пониманием относиться к тем, кто не может говорить на своем родном языке и понимать свою культуру. Также надо называть вещи своими именами. Например, что СССР это агрессор, устроивший бесчисленное количество катастроф, включая голодомор.

“Что нам со всем этим делать?

Прежде всего, деколонизировать свой разум. Понимать что была пропаганда, мощная машина, направленная на то, чтобы лишить местное население своей идентичности.

Как мы можем это делать?

  1. Усиливать свой язык, культуру. Знать, понимать, слушать, интересоваться – это вот первое, самое важное.
  2. Второе, очень важный момент. Ни в коем случае нельзя обвинять тех людей, которые плохо знают свой язык и свою культуру. Это не было их выбором. Нужно понимать, что это была пропаганда, это была планомерная русификация населения. На это тратились деньги и силы. И точно также, чтобы вернуть силу своего языка, нам нужна поддержка. Поддержка нужна личностная, межличностная, дружеская и государственная. То есть только так мы можем восстановить свой язык, культуру и свою идентичность.
  3. Называть вещи свои именами, то есть не великий и могучий Советский Союз, а колонизатор, агрессор – экономические и экологические катастрофы, голодомор, разрушенные жизни наших предков. Всякое восстановление начинается с того, что мы называем вещи своими именами. И понимать, что если вам не нравится свой соотечественник, просто спросите себя: “Возможно, вы все еще смотрите на себя глазами колонизатора”.

В конце Акперова остановилась на том, что колонизированный разум может остаться и после ухода колонизатора. Она настаивает, что поэтому к своим соотечественникам нужно относиться с пониманием и поддержкой, вместе развивая свою культуру.

“Внутреннее интернализированное угнетение это когда колонизатора уже нет, а мы все еще относимся к себе как к недостаточно развитому, примитивному, Тому, кому нужен кто-то могучий и великий, кто придет, спасет и научит. Нужно поддерживать и с любовью, пониманием относиться к своим соотечественникам и развивать свою культуру, знать ее, любить и рассказывать о ней. Вот и все”.

Подписывайтесь на наш Telegram, там самая оперативная информация. Если есть, что сообщить, пишите нам в WhatsApp.

Лента новостей

Все новости →