×

Хоррор «Дастур» добрался до российских кинотеатров

Страшна здесь не нечистая сила, а многовековые традиции

Хоррор «Дастур» добрался до российских кинотеатров
Кадр из фильма

В конце июля до российских кинотеатров добрался хоррор «Дастур» (по-русски — «традиция») от режиссера клипов группы «Ирина Кайратовна» Куаныша Бейсека и оператора Азамата Дулатова, успевшего поработать с Айсултаном Сеитовым, Noize MC и Монеточкой. В чем секрет фильма, рассказали в материале «Новой газеты-Европа», сообщает Qaz365.kz.

Автор статьи отмечает, что это фильм о домашнем насилии.

“Тема, которая как никогда актуальна в Казахстане, особенно после убийства Салтанат Нукеновой ее мужем и массового обсуждения в обществе. При этом, картина неожиданно снята в жанре мистического хоррора”, – говорится в статье.

Несмотря на то, что большинство приемов, используемых в «Дастур», вторичны для жанра, фильм стал прорывом для казахстанской киноиндустрии: за первую неделю показов он возглавил прокат, обойдя, например, такого очевидного лидера, как «Аквамена» от DC.

Сюжет

«Дастур» можно условно поделить на три части. В первой нас знакомят с жителями казахского аула Болашак и их бытом. Главный герой Болат, сын местного скотовладельца Нурсултана, прожигает свою жизнь — покуривает бонг из бутылки с друзьями, вымогает деньги у школьников, избивает стукачей.

Параллельно с этим, в ауле проводят выпускной вечер под казахстанский рэп, а сам Нурсултан открывает долгожданный уличный туалет за баснословные деньги и отмазывает сына от полиции.

В первые 20 минут зритель не понимает, а точно ли он пришел на хоррор? Происходящее на экране больше напоминает заход для провинциальной комедии в стиле «Горько» Крыжовникова.

Но жанр фильма резко трансформируется в социальный триллер. Выпускной окончен, с праздника возвращается домбристка Диана, отличница и красавица. Она держит за руку свою подругу, которая говорит, что никогда ее не бросит и они всегда будут вместе. Беззаботная атмосфера исчезает с появлением пьяного Болата, который хочет заняться любовью с Дианой. Та отказывается, он ее насилует, девушка его проклинает.

Родители Дианы грозятся убить Болата, потому что он опорочил честь их дочери. И для них это не фигура речи: в Казахстане изнасилование считается позором для жертвы и ее рода,

а не для самого насильника. Что люди подумают?

 

«Всё село знает», – восклицает глава аула и призывает семьи помириться.

Стороны находят «единственно верное решение», чтобы за Дианой не тянулось клеймо, а Болат остался на свободе, – поженить их. Кроме того, отец юноши заплатит родителям девушки огромный выкуп. Те соглашаются, даже не спросив мнения дочери.

Свадебная церемония снова напоминает по атмосфере фильм «Горько». Но тут мы знаем предысторию, и именно поэтому происходящее смотрится дико и шокирующе. Все гости знают, что Болат изнасиловал Диану, но гуляют как в последний раз.

Третья часть – это и есть долгожданный хоррор. Нам показывают жизнь семьи Болата после свадьбы. Келинка (по-русски – невестка) Диана отказывается выходить из комнаты мужа, а его родители начинают замечать странную чертовщину и дома, и на работе. Огромный рой мух, появление двухголового теленка, включающийся сам по себе телевизор, мигающий свет.

Градус безумия заходит слишком далеко, и, чтобы избавиться от нечистой силы, в дом приглашают имама. Но уже слишком поздно.

Приемы

Название фильма «Дастур» идеально отражает его содержание и проблематику. Сначала зрителю демонстрируют традиционный быт деревни, снятый в полукомедийном стиле. Затем показывают традицию, по которой жертва должна выйти замуж за насильника. В конце же служитель местной мечети пытается изгнать джиннов.

Помимо культурных и религиозных традиций, авторы высмеивают и другие пороки общества, в особенности коррупцию и безразличие к жизням других людей. Эта участь ждет и героев с чистой душой и большим сердцем: одним из немногих положительных персонажей в фильме стал местный участковый в исполнении музыканта группы «Ирина Кайратовна». Он искренне желает справедливости и порядка, но именно его слабохарактерность и неспособность отстоять свое мнение приводят к трагедиям.

Но всё же основная проблема, показанная в фильме, – взаимоотношения мужчины и женщины в традиционном патриархальном обществе.

Отсутствие прав у женщины, отношение к ней как к собственности, допустимость насилия. Главный герой впадает в ярость от того, что ему отказала девушка.

Родители буквально продают ее насильнику, даже не посовещавшись с ней. Отец юноши не желает слушать супругу, когда та вопит, что ей страшно от происходящего в доме.

 

Несмотря на то, что по ходу фильма меняются настроение и динамика, канва повествования остается целостной.

Помимо всего прочего, создатели фильма включили в него множество отсылок и символов. Так, название аула Болашака переводится как «будущее», отца главного героя зовут Нурсултан, а друг молодого человека ходит в кепке с надписью The Exorcist, которая одновременно отсылает и к ужастику Уильяма Фридкина, и к концовке фильма.

Что касается составляющей хоррора, то тут «Дастур» не совершает никаких открытий. Создатели фильма явно вдохновлялись культовыми работами в жанре ужаса – «Психо», «Звонок», «Изгоняющий дьявола», «Муха» – и вставляли из них знакомые приемы. Обилие насекомых, а также сама атмосфера может напомнить российскому зрителю и балабановский «Груз 200».

Несмотря на вторичность приемов, режиссеру удается добиться саспенса. Отчасти этому способствует замкнутое пространство: всё самое ужасное происходит в тесном доме, и замечает эту паранормальщину только мать главного героя, чьи эмоции заставляют нас пугаться еще сильнее. Эффекта добавляет сама предыстория с изнасилованием, свадьбой и попыткой невесты повеситься.

Подписывайтесь на наш Telegram, там самая оперативная информация. Если есть, что сообщить, пишите нам в WhatsApp.

Лента новостей

Все новости →