Никто даже не стал слушать
Студент Назарбаев Университета Нурсултан Табынбай, которого 4 июня задержали на улице и призвали в армию, несмотря на подтверждение о поступлении в вуз, рассказал редакции Qaz365.kz о своем задержании, семейной ситуации, возможностях продолжить учебу и надежде на справедливость.
«Я не бегал от армии. Мне нужна справедливость»
«Я – рядовой, сейчас нахожусь в воинской части №6505 в Караганде. Сегодня принял присягу. Но меня очень тревожит мое будущее. В армии, в целом, все хорошо. Кормят нормально, проблем нет. Я никогда не убегал от службы. Но сейчас мне нужна справедливость. Чувствую, как будто у меня отняли годы учебы, к которым я так долго шел. Это несправедливо. Сейчас мое главное желание – продолжить обучение. И я даже не помню, чтобы мне вручали повестку», – сказал он.
Как все произошло
По словам Нурсултана, его задержали неожиданно, когда он поздно вечером возвращался домой с работы.
«Было около 11 ночи. Я шел с магазина, навстречу вышли люди, поздоровались. Я им ответил. Один из них сказал, что он из военкомата. Я объяснил, что у меня есть студенческий билет. Но они сказали: “Нам это не интересно. В нашей базе ты не значишься”. Возможно, проблема на стороне университета, но меня все равно забрали. Меня отвезли в Карасайский район. Там я официально заявил, что являюсь студентом, что учеба начнётся в августе. Сказал, что поступил сам, без чьей-либо помощи, своим трудом. Я из неполной семьи. Только начал вставать на ноги – и вдруг меня сбивают с пути».
Почему задержание может стоить ему будущего
Нурсултан подчеркивает, что если ему не удастся выйти из армии, это обернется большими финансовыми и временными потерями:
«Во-первых, это вопрос денег. Мне придется снова сдавать SAT, IELTS, снова оплачивать подготовку. Это минимум миллион тенге. Учитывая, что у меня сейчас даже работы нет, это будет очень тяжело. Я честно поступил, и все, чего хочу – продолжить учебу. Если суд будет справедливым и разрешит вернуться в университет, я буду очень счастлив. Я хочу служить своей стране в той сфере, в которой у меня действительно есть способности».
Семья, документы и реакция военкомата
«Мои родители развелись в 2019 году. С тех пор я живу самостоятельно. Мы с семьей снимаем квартиру в деревне. После того, как меня забрали, они пришли домой, мы показали им все мои документы – что я поступил, что есть официальное приглашение. Но никто даже не стал слушать. Казалось, их больше интересует просто выполнить план по призыву».
Тем не менее, по словам Нурсултана, в самой части к нему относятся хорошо:
«В армии ко мне относятся нормально. Я надеюсь, что в суде смогу обо всем этом рассказать».
«Я не сын богача. Я прошу лишь об одном – об учебе»
В завершение разговора он подчеркнул:
«Я не хочу, чтобы люди думали обо мне плохо. Будто я ребенок богатых родителей, учился в НИШ, уклоняюсь от армии. Это не так. Я не сын богача, я из простой семьи. Я никогда не уклонялся от службы в армии. Я прошу только одного – справедливости. Я долго шел к своей мечте, и поступление в вуз далось мне тяжело. Поэтому я прошу дать мне возможность продолжить путь».
Адвокат Жандос Ниязалиев также прокомментировал участие Нурсултана Табынбая в процедуре принятия присяги, состоявшейся в воинской части. По словам юриста, несмотря на его несогласие, военные настояли на прохождении этой церемонии и заранее сообщили родственникам, что это якобы «просто формальная процедура». В действительности же все оказалось иначе – присягу показали по телевидению, а самого Нурсултана попросили прокомментировать происходящее на камеру, создав тем самым иллюзию согласия.
«Я был против, потому что у нас есть подтверждающие документы о его студенческом статусе. По закону нельзя призывать тех, кто уже зачислен в университет. Все, что происходит сейчас – это продолжение правового беспредела. Он не должен был там находиться изначально», – заявил адвокат.
Напомним, ранее юрист Жандос Ниязалиев сообщил, что действия военкомата по призыву Нурсултана Табынбая были незаконными. Сейчас в отношении сотрудников проводится служебное расследование, а материалы дела после завершения будут переданы в административный суд. Юрист подчеркнул, что на момент призыва Нурсултан уже прошел вступительные экзамены и получил приглашение на обучение в университет, а значит, имел законное право на отсрочку.