Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА) ответил на заявления вице-премьера Серика Жумангарина, который на заседании Сената выразил обеспокоенность тем, что МФЦА может «превратиться в офшор внутри Казахстана». В официальном ответе на запрос Qaz365.kz руководство центра отвергло эти обвинения и подробно разъяснило свои подходы к регулированию, налогообложению и прозрачности.
МФЦА не является офшором по своей сути, – заявили в администрации центра.
«В отличие от офшорных юрисдикций, у нас не скрываются бенефициары, не предоставляются избирательные преференции для иностранных компаний, и вся информация о резидентах центра доступна в публичном реестре».
Стандарты, контроль и открытость
В МФЦА напомнили, что надзор за резидентами осуществляется специальным регулятором – AFSA, который проверяет структуру собственности компаний, проводит аудит и взаимодействует с государственными органами.
У нас действует многоуровневая система контроля: от предварительной проверки при регистрации до постоянного пострегистрационного мониторинга, – говорится в ответе.
Также подчеркивается, что центр:
• В 2023 году прошел международную оценку FATF;
• Признан соответствующим глобальным стандартам BEPS по налоговой прозрачности;
• Поддерживает постоянную связь с Комитетом госдоходов, АФМ и другими госструктурами.
Что известно о “потере 200 млрд тенге”?
Одним из резонансных тезисов Жумангарина стало утверждение о том, что одна из компаний якобы увела головной офис в МФЦА и из-за этого бюджет потерял более 200 млрд тенге налогов. Комментируя это, в центре уточнили:
«МФЦА не осуществляет фискальных функций и не владеет данными о налоговых обязательствах отдельных компаний. Мы получаем только обобщённую информацию от КГД», – сообщили в администрации.
Также в МФЦА подчеркнули, что все участники центра являются налоговыми резидентами Казахстана. Исключения в виде преференций по КПН и НДС предусмотрены лишь для ограниченного числа компаний (менее 300) с лицензией на оказание регулируемых финансовых услуг. Остальные 3 700 компаний обязаны платить налоги на общих основаниях.
Что с налоговыми преференциями?
Qaz365.kz. задал и другие важные вопросы: как в центре оценивают инициативу ограничить льготы МФЦА и СОИ, сохранятся ли налоговые преференции, прописанные в Конституционном законе о МФЦА?
Мы неукоснительно соблюдаем Конституционный закон, действующий до 2066 года. Он гарантирует стабильность предоставленных участникам условий. Это ключевой фактор для иностранных инвесторов, – заявили в МФЦА.
Там также отметили, что любые обсуждения реформ должны учитывать долгосрочные интересы страны и не вносить хаос в действующие институты.
Наш приоритет – устойчивый экономический рост и предсказуемая инвестиционная среда, – подчеркивается в официальном ответе.
А что с рисками и злоупотреблениями?
На вопрос о предотвращении возможных схем по налоговой оптимизации, в центре сообщили:
• Каждая компания проходит проверку целей регистрации и структуры собственности;
• Ведётся регулярный аудит и сбор данных о конечных бенефициарах;
• Осуществляется мониторинг в сотрудничестве с налоговыми и правоохранительными органами.
«Механизмы надзора и прозрачности соответствуют лучшим международным стандартам и исключают возможность злоупотреблений без последующего выявления», – заверили в МФЦА.
Почему это важно
В центре напомнили, что МФЦА – это не только налоговый режим, но прежде всего – инфраструктура и институциональная платформа для развития финансовых рынков, привлечения капитала и повышения имиджа Казахстана как инвестиционного направления.
«Демонтировать то, что создавалось годами, – самое простое, но неэффективное решение», – ранее подчеркнул спикер Сената Маулен Ашимбаев.
«Инвесторам нужна стабильность и прогнозируемость на горизонте 10–15 лет», – добавил он, выступая против радикального пересмотра роли МФЦА.