×

Жалобы на китайские авто: как работает закон и почему дилеры отказывают в обслуживании

Жалобы на китайские авто: как работает закон и почему дилеры отказывают в обслуживании
фото: 5koleso.ru

В 2024 году в Комитет по защите прав потребителей Казахстана поступило более 50 жалоб от владельцев китайских автомобилей - почти 10% всех обращений по теме авто. Основные проблемы связаны с дефектами двигателя и коробки передач, сбоями в электронике и несоответствием заявленным характеристикам, передает  Qaz365.kz со ссылкой ИА «NewTimes.kz».

Чаще всего жалобы поступали из Алматы, Астаны и Костаная. В ряде случаев споры доходили до суда и завершались возвратом средств и компенсациями на миллионы тенге.

Почему дилер вправе отказать в обслуживании

Законодательство и практика КЗПП подтверждают:

  1. Официальная гарантия действует только при полной цепочке поставки: завод – дистрибьютор в РК – авторизованный дилер – покупатель. Если автомобиль ввезен «серым» путем, гарантия недействительна.

  2. Несоответствие VIN и ПО: если авто не зарегистрировано в базе официального ввоза, прошивки не совпадают с локальными, а сертификация отсутствует – обслуживание не производится.

  3. Право на отказ: претензии рассматриваются только в рамках договора с производителем. Если машина ввезена неофициально, оснований для гарантийного ремонта нет.

По данным АМААР, за 5 месяцев 2025 года около 35% новых регистраций в Казахстане пришлись на «серые» авто из Китая, США и Японии. Основные риски таких машин — непрозрачная история, кустарное восстановление, юридические ограничения и неподходящие для местного климата характеристики.

Примеры и практика

В России был зафиксирован случай, когда владельцу кроссовера Exeed LX, ввезенного из Казахстана, отказали в ремонте камеры, ссылаясь на правила бренда по параллельному импорту. Однако независимые СТО обходят эти ограничения с помощью универсальных систем диагностики.

Какие права есть у казахстанцев

Даже в спорных ситуациях у автовладельцев остаются законные механизмы:

  • дилер обязан ответить на официальное обращение в течение 10 рабочих дней;

  • при нарушении сроков можно подать жалобу в КЗПП;

  • далее — обращение в суд, где нередко принимаются решения в пользу потребителей.

Примеры:

  • в Актюбинской области суд присудил выплату более 16 млн тенге;

  • в Павлодаре — компенсация составила 11 млн тенге;

  • в ЗКО по соглашению сторон вернули 7,1 млн тенге.

Итог

Параллельный импорт действительно позволяет сэкономить на покупке, но лишает права на официальный сервис и гарантию. Для авто, ввезенных через официальные каналы, доступ к запчастям и техподдержке обеспечен. В случае с «серыми» машинами — это «серая зона», где последствия выбора проявляются лишь на этапе эксплуатации.

Подписывайтесь на наш Telegram, там самая оперативная информация. Если есть, что сообщить, пишите нам в WhatsApp.

Лента новостей

Все новости →