×

Новая модель роста: что ждет экономику Казахстана после реформ

Новая модель роста: что ждет экономику Казахстана после реформ

Послание Президента Касым-Жомарта Токаева задает комплексную программу реформ, нацеленных на новую экономическую эру. Как обеспечить макроэкономическую стабильность в условиях глобальной турбулентности? Как на практике реализовать диверсификацию и уйти от сырьевой зависимости? Об этом мы беседуем с доктором Симеоном Нановским, который получил PhD по экономике в Университете Кентукки (США) и сегодня является ассистент-профессором Высшей школы государственной политики (GSPP NU). Его научные интересы – международная экономика и макроэкономика – делают его идеальным экспертом для анализа нового экономического курса Казахстана, сообщает Qaz365.kz.

– Господин Нановский, вы как макроэкономист, изучающий экономику Казахстана, как в целом оцениваете экономическую стратегию, изложенную в Послании? Насколько она решает текущие вызовы?

– Стратегия, представленная Президентом Токаевым, выглядит весьма всеобъемлюще и затрагивает ключевые точки роста. Видно, что это дальновидный подход, нацеленный на структурные изменения. План охватывает и цифровизацию, и диверсификацию промышленности, и развитие инфраструктуры, и социальный блок. Особенно важен акцент на искусственном интеллекте. В макроэкономике мы понимаем, что новые технологии запускают глубокий процесс трансформации. В краткосрочной перспективе это может привести к изменению структуры занятости, как было во время промышленной революции. Но в конечном итоге этот процесс всегда повышает общую эффективность, делает отрасли более конкурентоспособными, стимулирует ВВП и, что самое главное, создает совершенно новые возможности. Президент – мыслитель, смотрящий вперед. Он видит, что у Казахстана есть потенциал получить сравнительное преимущество (comparative advantage), судя по высокому уровню цифровизации, который уже наблюдается в правительстве, банковской сфере и платежных системах страны. Горизонт, который господин Токаев очерчивает с Alatau City как хабом для инноваций, – это та возможность, которой определенно стоит воспользоваться.

– Глава государства объявил о новом инвестиционном цикле с упором на обрабатывающую промышленность. Ваши исследования анализируют влияние цен на нефть. Насколько, по-вашему, своевременна эта стратегия диверсификации?

– Это не просто своевременный, а критически важный аспект. Странам-экспортерам ресурсов по своей природе трудно диверсифицировать экономику, потому что для этого нет сильных естественных стимулов. Самый прибыльный сектор – это природные ресурсы, и именно туда по умолчанию идут инвестиции.

Сейчас, когда конъюнктура цен на нефть изменилась, а транспортные издержки снизились, у Казахстана открывается окно возможностей для развития экспортно-ориентированной экономики по модели Восточной Азии. Но чтобы это произошло, Казахстану необходимо создать очень мощные искусственные стимулы – например, привлекательные «налоговые гавани» – чтобы дать обрабатывающей промышленности решающее преимущество. Для успеха этой политики также крайне важна прозрачность. Чтобы понять, какие меры работают, необходимо провести детальное исследование и иметь абсолютно прозрачную статистику об эффективности действующих Специальных экономических зон. Возможно, также не стоит ограничивать льготы только СЭЗ, а быть более гибкими в этом вопросе.

– Одной из главных проблем Президент назвал высокую инфляцию, призвав к скоординированным действиям Правительства и Нацбанка. Как вы, как макроэкономист, оцениваете предлагаемый подход к решению этой проблемы?

– Мы видим, что в ответ на инфляционные вызовы, которые усилились после пандемии, принимаются решительные меры. Недавнее повышение ставки выше 17% – это классический и необходимый инструмент, который повышает стоимость заимствований, замедляет совокупный спрос и, как следствие, стабилизирует инфляцию. В Послании говорится о скоординированных действиях, и, развивая эту мысль, я бы выделил несколько моментов, которые могли бы еще больше повысить эффективность этой работы.

Во-первых, это дальнейшее усиление аналитики по денежной массе. Согласно Количественной теории денег (Quantity Theory of Money), отслеживание темпов роста денежной массы, как это делали в США и Европе в 70-80-х годах, дает дополнительный рычаг для тонкой настройки политики.

Во-вторых, важно учитывать взаимодействие разных государственных программ. В Казахстане сложилась интересная макроэкономическая ситуация: с одной стороны, высокая базовая ставка сдерживает экономику. С другой – действуют важные социальные госпрограммы, предоставляющие доступное финансирование, например, ипотека под 7%. Эти кредиты, безусловно, помогают людям, и в то же время они являются фактором, который поддерживает высокий спрос, что необходимо учитывать при общем анализе инфляции.

В-третьих, всегда есть потенциал для дальнейшего углубления коммуникаций Нацбанка с обществом. Например, более детальное разъяснение механизма действия «базовой ставки» в доступной форме могло бы еще больше усилить доверие к проводимой денежно-кредитной политике.

– Логичным продолжением темы инфляции и диверсификации является вопрос интеграции Казахстана в глобальные цепочки. В Послании уделено внимание развитию международных транспортных коридоров.

– Безусловно. Межгосударственные инфраструктурные проекты снижают торговые издержки, увеличивают объемы торговли и улучшают ВВП. Когда страны становятся более открытыми для международной торговли, они выигрывают там, где у них есть сравнительное преимущество (comparative advantage) – для Казахстана это, например, природные ресурсы, – но могут немного потерять в других секторах. Это естественный процесс структурной перестройки.

– Столь масштабные инфраструктурные проекты – это всегда «игра вдолгую», требующая доверия инвесторов. Насколько важна здесь последовательная государственная политика, обеспечиваемая моделью «Сильный Президент – Подотчетное Правительство»?

– Политическая стабильность – это фундаментальное условие. Она очень важна для того, чтобы работа была выполнена и бюджеты принимались. Моя родная страна – Болгария – в настоящее время переживает политический кризис и не может сформировать парламентское большинство или стабильное коалиционное правительство. Похожие проблемы мы видим во многих странах ЕС и в США. Наличие сильной и последовательной вертикали власти, способной принимать и реализовывать долгосрочные решения, является ключевым преимуществом в эпоху глобальной нестабильности.

Подписывайтесь на наш Telegram, там самая оперативная информация. Если есть, что сообщить, пишите нам в WhatsApp.

Лента новостей

Все новости →