Особое внимание депутат обратил на деятельность такси.
В Мажилисе озвучена тревожная статистика по дорожной безопасности. Депутат Ерлан Саиров направил депутатский запрос министру внутренних дел Ержану Сапарбекову, где подчеркнул: ситуация на дорогах Казахстана близка к критической, передает Qaz365.kz.
По официальным данным, только за первое полугодие 2025 года в стране произошло 15 698 ДТП, что на 54% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В авариях пострадали 22 346 человек, 1 466 погибли.
«Это значит, что в мирное время тысячи семей теряют близких, остаются в трауре. Каждое ДТП – это чья-то сломанная жизнь. И это очень тревожно», – отметил Саиров.
Особое внимание депутат обратил на деятельность такси. По его словам, треть смертей на дорогах связана с переутомлением водителей или превышением скорости.
«Многие таксисты – это молодые ребята, которые сутками выполняют по три-четыре рейса подряд. Чтобы не уснуть, они пьют энергетики, а потом теряют контроль за рулем. Цена – человеческие жизни», – заявил депутат.
Отдельно Саиров остановился на проблеме с автомобилями Toyota Alphard, которые стали одним из главных участников смертельных аварий.
«Эта модель давно обрела дурную славу. Только в июле на трассах Жамбылской и Алматинской областей в ДТП с участием Alphard погибли 10 человек, еще четверо пострадали. Такая статистика просто зашкаливает», – сказал он.
Не менее серьезной проблемой парламентарий назвал коррупцию в автошколах. По его словам, водительское удостоверение можно получить за 250 тысяч тенге без учёбы.
«Так называемые “помогайки“ открыто рекламируют возможность купить права. В результате на дорогах оказываются неподготовленные водители. Это недопустимо, и ответственность автошкол и посредников должна быть ужесточена», – подчеркнул Саиров.
В качестве примера он привел опыт США, где таксисты проходят многоступенчатую проверку здоровья, судимостей и квалификации. Если водитель нарушает скоростной режим, полиция сообщает в систему Uber, и его аккаунт блокируется на два года.
«В Казахстане должны быть введены аналогичные строгие меры. Безопасность на дорогах – это вопрос национальной безопасности. Дорога не должна превращаться в поле боя», – резюмировал депутат.
В своем депутатском запросе Ерлан Саиров предложил конкретные меры. По его мнению, агрегаторы такси должны не выпускать на линии водителей, которые систематически нарушают правила дорожного движения, а также ограничить использование автомобилей с правым рулём и двухдверных машин на междугородних маршрутах. Кроме того, сервисы обязаны проверять техническое состояние автомобилей и квалификацию водителей, а Министерство внутренних дел – обеспечить строгий контроль за соблюдением этих норм.