Главная задача – не допустить, чтобы топливный кризис перерос в кризис довери
В Казахстане усиливаются тревожные сигналы. Эксперты предупреждают, что страна может ощутить на себе последствия российского топливного кризиса, сообщает Qaz365.kz.
После серии дроновых атак Украины на нефтеперерабатывающие заводы в России бензин там стремительно дорожает, а часть НПЗ остановлена. Москва уже приостановила экспорт топлива, чтобы удержать внутренний рынок. Но для Казахстана это тревожный знак – ведь именно резкий скачок цен на газ в январе 2022 года стал искрой, спровоцировавшей массовые протесты.
Россия в дефиците: бензина не хватает даже себе
По данным российских СМИ, за последний год по нефтяной инфраструктуре страны было нанесено более 30 ударов беспилотников. Около 40% перерабатывающих мощностей приостановлено, а внутреннее производство бензина сократилось на 10%. В результате на рынке не хватает примерно 400 тысяч тонн топлива в месяц.
На заправках в регионах уже появились ограничения: в Крыму автомобилистам разрешают заливать не более 20–30 литров, а в некоторых областях АЗС временно приостанавливают продажу бензина. В Москве литр АИ-95 стоит 64–80 рублей (до 540 тенге) – это почти вдвое дороже, чем в Казахстане.
«Когда вы не можете заправить машину в пяти подряд заправках, никакие телевизионные обещания о победе не действуют», – саркастически заметил российский экономист Вячеслав Ширяев. В обществе растет раздражение, а власти спешно закрывают экспорт, чтобы не допустить дефицита внутри страны.
Как это отразится на Казахстане
Казахстан пока покрывает внутренний спрос своими силами – три крупных НПЗ в Атырау, Павлодаре и Шымкенте перерабатывают около 15 млн тонн нефти в год. Но зависимость от России сохраняется: согласно межправительственному соглашению, наша страна может импортировать из России до 285 тысяч тонн бензина и 450 тысяч тонн дизеля при необходимости. Если Москва ограничит экспорт, эти поставки окажутся под угрозой.
Сейчас разрыв в ценах между странами огромный: литр АИ-95 в России стоит около 500 тенге, тогда как в Казахстане 270–280 тенге. Этот разрыв уже породил волну контрабанды – дешевый бензин массово вывозят в соседние страны. Только за последний месяц на узбекской границе был обнаружен 450-метровый подпольный трубопровод, по которому топливо шло в обход таможни.
По данным Министерства энергетики, ежемесячно до 50 тысяч тонн бензина утекает «в тень». Вице-премьер Роман Скляр уже признал: избежать подорожания не получится. Правительство готовит план поэтапного повышения цен, чтобы уравнять их с соседними рынками и не допустить дефицита.
«Это объективный процесс. Если бы государство не вмешивалось, скачок произошёл бы еще в феврале. Сейчас цены растут постепенно, чтобы избежать шока», – поясняет экономист Олег Червинский.
Почему рост цен – вопрос не только экономики, но и стабильности
В Казахстане вспоминают урок января 2022 года, когда резкое удорожание сжиженного газа спровоцировало массовые протесты. Тогда литр топлива подорожал с 60 до 120 тенге, что вызвало цепную реакцию по всей стране. Сегодня ситуация может повториться, если бензин резко подскочит в цене.
«Мы видим, что правительство действует очень осторожно. Любое неосторожное движение с ценами на топливо может привести к социальному взрыву. Но при этом держать искусственно низкие цены – значит терять миллиарды и стимулировать контрабанду», – говорит аналитик Артур Шахназарян.
По мнению Червинского, субсидировать бензин государство не сможет: «Деньги нужны на важнейшие вещи – отопление, электроэнергию, адресную помощь. Вопрос не в том, как удешевить бензин, а как повысить доходы граждан».
Что может сделать Казахстан
Эксперты видят три приоритетных шага:
– постепенно приближать внутренние цены к рыночным, чтобы исключить нелегальный вывоз топлива;
– усилить контроль на границах, особенно с Россией и Кыргызстаном;
– инвестировать в модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей и создать стратегические запасы топлива.
Строительство четвертого НПЗ и создание резервов могли бы стать страховкой на случай кризиса. Однако пока все внимание сосредоточено на том, чтобы удержать цены без социальных потрясений.
«Топливный рынок как решето»
«Наш внутренний рынок похож на решето – сколько топлива ни залей, всё равно утечет наружу. И пока бензин в Казахстане стоит вдвое дешевле, чем у соседей, это не остановить», – отмечает эксперт Олжас Байдельдинов.
Он добавляет, что в долларовом выражении бензин в Казахстане сегодня стоит столько же, сколько в начале 2000-х – около $0,40 за литр.
«Во всём мире цены выросли в разы, а у нас за 20 лет не изменились. Это экономический парадокс, который рано или поздно придётся исправлять», – говорит Байдельдинов.
Если правительство не сможет найти баланс между экономикой и социальной чувствительностью, Казахстан рискует повторить январь 2022 года – только теперь в контексте бензина. В условиях, когда Россия закрывает экспорт, а на горизонте маячит единый рынок нефтепродуктов ЕАЭС с 2027 года, страна вынуждена готовиться к переменам уже сейчас.
Главная задача – не допустить, чтобы топливный кризис перерос в кризис доверия. Ведь, как показала история, именно бензин способен стать искрой, которая поджигает гораздо больше, чем баки автомобилей.