По словам политолога, после падения Алеппо в 2016 году значительно усилились влияния Башара Асада
Одной из наиболее острых точек геополитической ситуации в мире стала Сирия. Страна, охваченная ужасами войны, так и не может достичь мира. На прошлой неделе стало известно, что президент Сирии Башар Асад сбежал из столицы. О том, что происходит на Ближнем Востоке, рассказал политолог Жанат Момынкулов, передает Qaz365.kz.
Баланс сил в Сирии нарушен
По словам политолога, после падения Алеппо в 2016 году значительно усилились влияния Башара Асада, а также России и Ирана на Ближнем Востоке. Сейчас сирийская оппозиция, поддерживаемая Турцией, и исламистская организация «Джебхат ан-Нусра» (ХТШ) отвоевали город у сирийского правительства. Коалиция оппозиции Сирии воспользовалась результатами конфликта между Израилем и Ираном. После переговоров в Астане 11-12 ноября недоверие между сирийскими сторонами только усилилось.
Сирия является важной, но слабой частью шиитского проекта Ирана на Ближнем Востоке. Израильско-ливанская война и соглашение о ее прекращении изменили баланс сил в регионе, ослабив влияние Асада и поставив под угрозу безопасность Сирии. Время и успешность атак показывают, насколько ухудшились позиции Ирана. На протяжении многих лет Иран был самой агрессивной силой в этом регионе, оказывая давление на суннитские страны.
«Ранее и США, и Израиль хотели, чтобы в Сирии было слабое правительство Асада, которое было бы предсказуемым и беспомощным. Летом прошлого года Россия вывела часть своих войск из Сирии в Украину. С тех пор Израиль серьезно ослабил Хезболлу, а Иран лишился двух наиболее эффективных сдерживающих факторов против Израиля – ХАМАСа и Хезболлы. Иранский отряд «Ридуан», поддерживающий Асад, был переведен в Ливан для борьбы с израильской угрозой. Таким образом, освободившиеся силы оставили армию Асада зависимой от Хезболлы», – отметил Жанат Момынкулов.
Израиль готов ко всему
Турция, поддерживающая оппозицию, и экстремистские группировки начали операцию совместно. Иран в свою очередь обвиняет Израиль в организации этой операции. Пребывание Асада у власти было выгодно Израилю до сих пор. Эксперт Эндрю Таблер охарактеризовал происходящее как тектонический сдвиг, на стыке региональных и глобальных конфликтов. Это событие представляет опасность как для Путина, так и для Тегерана. Эти изменения играют на руку Турции: она расширяет территории своих прокси-сил, усиливая влияние на курдов на севере Сирии и укрепляя безопасность на границе.
«Турция всегда знает, когда действовать. Когда Израиль бомбил Ливан и Хезболлу, турки молчали, но как только стороны пришли к соглашению, операция в Сирии началась. Сирийская оппозиция и ХТШ больше не используют радикальные религиозные лозунги. Они говорят России: «Мы не против вас, мы против революции Асада», потому что они не хотят пугать мир религиозными радикальными лозунгами», – пояснил он.
Жанат Момынкулов отметил, что Израиль внимательно следит за ситуацией и готов к любому сценарию. Главная цель Израиля – сдерживание Ирана и его союзников. Иран использовал Сирию для перевозки оружия в Ливан, и ранее Израиль наносил удары по иранским арсеналам и логистике в Сирии. В Сирии возможно объединение суннитов с демографическим перевесом, что окажет влияние на позицию Ирана.
«Эксперт Чарльз Листер сказал, что силы оппозиции, состоящие из профессионалов, которые сбежали из сирийской армии, превращаются в быструю операционную «специальную часть». Однако успех атак и падение режима во многом зависят от военных операций Израиля против Хезболлы. Ливанская операция открывает важную возможность для сирийских исламистов, но не гарантирует долгосрочных успехов. Иран, Россия и Хезболла могут реагировать на угрозы и организовать контратаки, что осложнит положение оппозиции. Израиль интересуется только судьбой химического оружия Сирии и угрозой для Голанских высот», – сказал политолог.
Ошибка ХАМАСа
По мнению политолога, главной ошибкой ХАМАСа стало предположение, что Иран будет поддерживать его до конца. Это позволило Израилю нанести стратегический удар по Ирану. Асад и его союзники работают над стабилизацией своих позиций, используя авиацию. Из Ирана и Ирака направляются шиитские силы, однако у оппозиции нет авиации, только дроны.
Россия не спешит реагировать на атаки сирийских повстанцев, поскольку большая часть ее воздушных сил была переведена в Украину.
«Мы видим ограниченные силы России. На авиабазе Хмеймим количество воздушных сил России сокращается, и они вынуждены использовать старые истребители. Это событие будет иметь серьезные последствия для региональной и международной безопасности. Сирийские стороны не смогут решить конфликт военным путем. Они не способны начать политический процесс, как указано в резолюции Совета Безопасности ООН 2254. Согласно мирной дорожной карте, будущее Сирии должны решать ее народ. Однако Сирия продолжает оставаться частью глобальных изменений, которые влияют на международное равновесие», — заключил Жанат Момынкулов.