Специалисты приводят конкретные цифры
Своими переживаниями инженеры Air Astana поделились в своем анонимном письме, которое пришло к нам в редакцию. К нему они прикрепили несколько писем в адрес своего руководства, передает Qaz365.kz.
Инженерно-технический состав авиакомпании Air Astana выступил с резким заявлением о критическом состоянии оплаты труда и условий работы. В своем письме сотрудники базы технического обслуживания в Астане и других регионах заявили, что их доходы не соответствуют уровню ответственности, нагрузке и квалификации. Более того, они утверждают, что руководство авиакомпании не отреагировало на их обращение, в то время как зарплаты пилотов и аналогичных специальностей ва других авиакомпаниях значительно выше.
"МЫ НЕ МОЖЕМ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ДАЖЕ ИПОТЕКУ”
В письме, направленном к нам, а ранее руководству компании, специалисты приводят конкретные цифры. Средняя зарплата механика составляет всего 200 000 тенге, что, по данным исследований Jusan Bank за 2023 год, приравнивается к уровню малоимущих. Инженеры, от которых зависит безопасность каждого рейса, получают в 3,5 раза меньше второго пилота и в 7,5 раза меньше капитана воздушного судна.
"Чтобы стать сертифицированным пилотом, требуется два года обучения, а инженер тратит на подготовку минимум девять лет. Но в итоге его зарплата даже не позволяет оформить ипотеку или делать сбережения", — говорится в обращении сотрудников.
Ситуацию усугубляет рост инфляции, который в последние годы достигает 20-25% в год. При этом ежегодное повышение зарплат технического персонала составляет всего 5-10%, что значительно ниже реального роста цен на топливо, продукты и другие базовые нужды.
“По всему получается,что многие из нас работают просто за еду. Сравните цены любого продукта прошлого года и нынешнего,вот вам и цифра инфляции. Насчет отпускных,также несправедливо. Ну как эти деньги могут считаться "отпускными"? Фактически это выданная вперед зарплата следующего месяца. После такого"отпуска" человек и его семья, весь следующий месяц сидит без денег”, - пишут инженерные сотрудники авиакомпании.
В большинстве организаций выдается как минимум еще два дополнительных оклада (Казпочта, Казах Эйр и заметьте, они не являются государственными), и вот это уже как-то можно считать отпускными. Почему у нас не так? Мы что, компания которая еле сводит концы с концами? Нам из достоверных источников известно, что наш коллега на Западе получает очень хорошую зарплату (они и сами в этом признаются, и говорят, что 2-ой пилот получает намного меньше инженера. У нас же сейчас, большая часть зарплаты уходит на еду, также из-за маленьких зарплат невозможно откладывать на будущее детей (а ведь есть еще учеба,свадьбы и т.д.). Стыдно признаться,но практически все мы покупаем вещи в рассрочку. И это происходит с нами, квалифицированными людьми!”.
"МЫ НЕСЁМ УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, НО НАС НЕ СЛЫШАТ"
Инженеры также напоминают, что их работа напрямую связана с безопасностью полетов. Именно они несут полную ответственность за техническое состояние самолетов, а любая ошибка может привести к катастрофическим последствиям. В то же время их зарплаты и условия труда не только не стимулируют к работе, но и создают опасные предпосылки для усталости и эмоционального выгорания.
“Сейчас наши зарплаты уже критически малы для нынешних цен. Многие молодые механики,да и инженеры в свои выходные таксуют,вместо того,чтобы полноценно отдыхать, проводить время с семьей, решать повседневные домашние проблемы и дела. В результате,что мы имеем? Неотдохнувшего специалиста,который может допустить фатальную ошибку!”.
Дополнительное давление создаёт растущий объём работы: на сегодняшний день инженеры Air Astana обслуживают уже 27 сторонних авиакомпаний, но за это они не получают никакой дополнительной оплаты.
"МЫ ГОТОВЫ ВЫНЕСТИ ЭТОТ ВОПРОС НА УРОВЕНЬ ПРЕЗИДЕНТА"
Коллектив инженеров и технического персонала требует немедленного пересмотра условий труда и повышения зарплат:
Инженер – 1 200 000 тнг,
Техник – 1 000 000 тнг,
Механик – 500 000 тнг.
“В любые времена, любого человека всегда можно было завлечь только материально,это работает и сейчас. Складывается такое впечатление, что никто из руководства и не старается удержать человека рублем. Все это, не добавляет мотивации и оптимизма в работе, а ведь люди работают с ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНОЙ ТЕХНИКОЙ! Почему к нам такое отношение? Дескать за забором других найдем? Ну это несерьезно, во-первых это люди и судьбы. Да и за забором-то некого искать. Прежде чем,начинающий механик станет компетентным и "грозным" инженером,проходит, в среднем 10 лет”.
Авторы обращения также подчеркивают, что если их требования вновь останутся без ответа, они готовы обратиться в госорганы, включая обращение к президенту страны.
ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТА?
На момент публикации руководство Air Astana никак не отреагировала на обращение своих работников, отправленное ей ранее. Остаётся открытым вопрос: услышат ли в компании своих сотрудников, или Казахстан вскоре столкнётся с оттоком авиационных специалистов за границу и потенциальными угрозами безопасности полётов?
Напомним, что ранее с аналогичным письмом в нашу редакцию обращались бортпроводники авиакомпании Air Astana. В результате она отреагировала на замечания своих сотрудников и, по сведениям бортпроводников, зарплаты были повышены.
Мы обратились с официальным запросом в авиакомпанию Air Astana и задали свои вопросы. В ответе на запрос редакции Qaz365.kz авиакомпания Air Astana сообщила, что не получала коллективного обращения от инженеров по техническому обслуживанию воздушных судов. В связи с этим у компании не было возможности напрямую обсудить с ними заявленные вопросы.
Air Astana подчеркивает, что безопасность полетов является приоритетом, а эффективный контроль усталости персонала — неотъемлемая часть этого процесса. Графики сменности формируются строго в соответствии с нормами трудового законодательства, обеспечивая сотрудникам необходимый отдых:
«В настоящее время инженеры работают по графику 2 дня – 2 ночи – 4 выходных, обеспечивающему баланс между рабочими сменами и отдыхом. Также в компании предусмотрен альтернативный вариант сменности 1 день – 1 ночь – 2 выходных, который способствует снижению накопленной усталости и минимизации подряд идущих ночных смен. Все сверхурочные работы выполняются только с согласия сотрудника и в полном соответствии с Трудовым кодексом РК. Компания продолжает анализировать эффективность графиков, стремясь поддерживать высокий уровень безопасности полетов и благоприятные условия для персонала».
Авиакомпания также сообщила, что уровень зарплаты инженеров зависит от стажа, квалификации, допусков и профессионального опыта:
«При необходимости командирования узкопрофильных специалистов для выполнения сложных форм технического обслуживания, компания в обязательном порядке предоставляет проживание, суточные выплаты и служебную развозку».
В ответе компании «Air Astana» говорится, что на данный момент здесь реализуется программа подготовки специалистов технического профиля, во время которой им предоставляется возможность пройти оплачиваемое обучение и построить карьеру в авиакомпании.
Читайте также: Депутат Едил Жанбыршин обвинил Air Astana в дешёвом пиар
Депутат Мажилиса разоблачила еще одну хитрость Air Astana
Пока народ 8 часов ждал самолет, глава Air Astana Фостер спокойно пил кофе – Бакытжан Базарбек
«Уважайте народ»: депутат Базарбек рассердился на главу Air Astana
Мы не какие-то аборигены – депутат резко раскритиковал главу Air Astana