Внутренний туризм растет – несмотря ни на что
После трагедии на Капшагае, где на глазах депутата Мажилиса Бахытжана Базарбека утонула девушка, казахстанский туризм вновь оказался в центре внимания. Политик пообещал добиться открытого расследования и заявил, что многие зоны отдыха и пляжи находятся в частной собственности – у экс-чиновников и депутатов, сообщает Qaz365.kz.
На фоне случившегося президент Касым-Жомарт Токаев поручил правительству в кратчайшие сроки навести порядок в туристической отрасли и привлечь к ответственности всех виновных в халатности.
Но какова реальная картина в казахстанском туризме и почему, несмотря на природные богатства, отрасль все еще остаётся в упадке? Об этом рассказал основатель туроператора «Limon» Алмас Маратулы.
«Прошел ровно год с момента, когда в Акорде президент провел беспрецедентное совещание по туризму. Там уже звучали все нынешние тезисы – про слабую инфраструктуру, мусор и неподготовленные к сезону зоны отдыха. Но за год почти ничего не изменилось», – говорит эксперт.
Проблема не в чиновниках, а в системе
Алмас Маратулы считает, что Министерство туризма по факту не имеет ни полномочий, ни бюджета:
«У них нет национальных парков, они не распоряжаются ни инфраструктурой, ни инвестициями. По сути, это методологический орган. А без денег и реальных полномочий министерство – не более чем общественный фонд».
Туризм – не приоритет для акиматов
По словам эксперта, в Казахстане туризм работает максимум три месяца в году, поэтому акиматы не видят смысла инвестировать миллиарды в дороги, электричество и водоснабжение.
«Сервис не появляется из воздуха. Он возникает там, где есть стабильный спрос. А в Алаколе, Балхаше и Капшагае отдых – только 2–3 месяца в году. За это время предприниматели стараются просто вернуть вложенные деньги, а не создавать пятизвездочный сервис», – поясняет он.
Климат тоже не способствует: в отличие от Турции или Египта, где туристы есть 7–8 месяцев, в Казахстане сезон ограничен.
«Нельзя винить бизнесменов в плохом сервисе. У них просто нет времени и условий, чтобы окупить вложения и развивать инфраструктуру», – говорит Алмас.
Внутренний туризм растет – несмотря ни на что
Несмотря на сложности, спрос на внутренний туризм растет:
«Шарын, Кольсай, Божыра, Восточный Казахстан – все это места, где уже идут инвестиции. Строятся дороги, появляются новые отели. Люди путешествуют по стране, бизнес реагирует. Но говорить, что туризм станет драйвером экономики – рано. У нас короткий сезон, слабая инфраструктура и объекты расположены слишком далеко от городов», – отмечает эксперт.
Он подчеркнул, что туризм в Казахстане развивается стабильно, как и медицина или образование, но ему нужно время и заинтересованные местные власти.
«Главный фактор – это акиматы. Если у акима есть интерес к развитию региона, он выделит землю, проведет коммуникации. Если приоритет – школы и дороги, то на туризм времени не остаётся», – сказал он.
Туризм не станет локомотивом экономики, как в Турции или Таиланде – у нас слишком короткий сезон, инфраструктура в зачаточном состоянии, а главные природные жемчужины расположены слишком далеко от крупных городов. Подвести к ним дороги – это колоссальные траты. Потому туризм должен развиваться поступательно, в рамках возможностей.
«Наши туристические объекты часто находятся далеко от городов и областных центров. Провести туда инфраструктуру – дороги, электричество, воду – требует колоссальных затрат. И непонятно, когда все это окупится. Поэтому говорить, что туризм станет драйвером экономики, пока преждевременно», – считает Алмас Маратулы.