В конце октября сообщалось, что стоимость жизни в Казахстане продолжает расти, а на потребительском рынке сохраняется давление со стороны импортной зависимости и ослабления тенге.
В Казахстане одежда и обувь массового сегмента стоят дороже, чем в ряде развитых стран, включая США, Японию и Канаду. Об этом сообщили аналитики платформы Numbeo, сравнив средние цены на популярные бюджетные бренды, передаёт Qaz365.kz со ссылкой «31 канал».
По данным исследования:
Эксперты подчёркивают, что речь идёт не о премиальных брендах, а о товарах масс-маркета, доступных большинству покупателей.
Экономист Арман Бейсембаев объяснил, что высокая стоимость во многом связана с внешними факторами:
«Импортная одежда требует уплаты таможенных пошлин и налогов — всё это включается в конечную стоимость. Кроме того, вся импортная продукция номинируется в иностранной валюте. Если национальная валюта слабеет, валютная переоценка также увеличивает цену».
Он отметил, что логистика и торговые наценки также влияют на формирование конечной цены.
По данным Ассоциации лёгкой промышленности, местные производители покрывают крайне малую часть потребления – всего 5-6%.
Член правления ассоциации Инна Апенко считает, что без господдержки ситуация не изменится:
«Для безопасности страны доля отечественных производителей должна быть минимум 30%. У нас есть потенциал, особенно с учётом сотрудничества с нефтегазовой отраслью. Мы можем развивать производство синтетических тканей. Но рынок слишком маленький, и частные инвесторы не спешат заходить в эту нишу».
Несмотря на значительное укрепление тенге в ноябре-декабре, цены в магазинах остаются прежними. Эксперты объясняют это «механизмом обратного храповика» – когда продавцы быстро повышают цены при росте валюты, но крайне неохотно снижают их при её падении.
В конце октября сообщалось, что стоимость жизни в Казахстане продолжает расти, а на потребительском рынке сохраняется давление со стороны импортной зависимости и ослабления тенге.