26 декабря скончался известный писатель, сценарист, Заслуженный деятель Казахстана Нурлан Санжар. Киносценарист, писатель, кандидат философских наук, внесший неоценимый вклад в казахскую духовную культуру, Нурлан Санжар ровно 60 лет назад снялся в фильме «Меня зовут Кожа». Спустя 34 года он исполнил роль Шоры в фильме «Прощай, Гульсары». В последние годы жизни он появился в коротком эпизоде фильма «Кожа. Новое путешествие». Широкая публика знала его прежде всего как актера, точнее как того самого мальчика Кожу. Однако вклад покойного в литературу и духовную жизнь казахского народа был поистине огромным.
Корреспондент Qaz365.kz предлагает вашему вниманию размышления Нурлана Санжара о современном Казахстане и обществе. Даже в годы, когда страна ещё не обрела независимость, он думал о судьбе казахского народа.
Фильм «Аллажар» о событиях декабря 1986 года и произведение «Өліара», посвященное голоду, стали одними из немногих работ, сумевших передать глубокие душевные раны нации, оставшиеся после трагических исторических периодов.
«Казахская земля доверена тебе как аманат»
В интервью телеканалу Alakolmedia, данном семь месяцев назад, он рассказывал, что к нему приходили молодые люди, желавшие снять новый фильм о Коже, и он видел юного актера, выбранного на эту роль. В этом разговоре он вспомнил слова Бердибека Сокпакбаева, сказанные ему когда-то: «Береги казахскую землю. Она доверена тебе как аманат». Эти же слова он произнес и 15-летнему Айкыну Елубаю, который должен был сыграть Кожу в новом фильме.
«Я сам не актер и не режиссер. Я драматург, человек, который пишет сценарии. Мое второе направление – наука. Я кандидат философских наук. Мои труды - художественные и научные книги», – говорил Нурлан Санжар.
«Писатель работает ради истины, в которую верит»
Нурлан Санжар с большим уважением относился к Бердибеку Сокпакбаеву. Особенно он выделял Бейимбета Майлина. В своих размышлениях драматург говорил о развитии жанра новеллы в казахской литературе и отмечал, что в советское время Союз писателей не способствовал его развитию.
«Казахская литература – это Бейимбет Майлин. Он не писал рассказы, он писал новеллы. Например, произведение «Сары тон». Есть «Погоня в степи» Сакена Сейфуллина, «Этнографический рассказ» Габита Мусрепова. Эти произведения нужно называть новеллами, потому что их структура драматургична. Но что в итоге произошло? Бейимбета Майлина расстреляли. Сакена Сейфуллина уничтожили. А Габит Мусрепов прожил счастливую жизнь длиной в 40 лет, но он не развивал это направление в литературе. Союз писателей тоже не развивал. А ведь тогда нужно было развивать. Если бы тогда развили, сегодня у нас выходили бы современные казахские книги массово. Этого нет. Пишут многотомные книги. Идут по старой колее, пишут монороманы в духе эпохи возрождения. Молодёжь боится читать такие толстые книги. Поэтому она идет в кино», – говорил Нурлан Санжар.
Он также отметил, что Союз писателей служит системе.
«Союз писателей служит системе. А писатель системе не служит. Журналист служит своей редакции, которая служит власти. А у писателя нет начальника. Писатель работает ради истины, в которую он верит. Поэтому он не живёт в достатке, а зачастую бедствует», – говорил Нурлан Санжар.
Стоит отметить, что Нурлан Санжар не состоял в Союзе писателей. Лишь в последние годы жизни, после того как написал немало трудов, он подал документы на вступление.
Он также говорил, что социалистический реализм, пропагандировавший советскую идеологию, был разрушен произведением Бердибека Сокпакбаева «Меня зовут Кожа».
«Социалистический реализм разрушил «Меня зовут Кожа». За 65 лет он показал, что эти идеологические толстые книги никому не нужны. Почему ты подражаешь Достоевскому, если ты не Достоевский? Почему ты пишешь толстые книги, подражая Толстому? Ты ведь не Толстой. Понимаете? Эта классическая литература потом получила удар и от кино. Произведения, которые можно услышать и увидеть, вытеснили эпоху многотомных книг», – говорил Нурлан Санжар.
«Фильм о казахском хане снимают турки»
«Токаев сказал, что нужен фильм о Жошы. Я подарил ему эту идею. У меня есть сценарий. Мы направили его в министерство. Но прошел год – тишина. А потом внезапно Карин пригласил турков, выражая недоверие: «Казахи не могут снять». Сейчас именно турки снимают художественно-документальный сериал из шести серий о казахском хане. Мы, конечно, обиделись. После этого мы вообще не ходим на киностудию. У меня есть VIP-пропуск, но я туда не хожу. Некоторые режиссёры ходили, но их не пускают. Почему? Потому что возле двух павильонов турки снимают декорации Жошы. Боятся, что наши придут и устроят скандал», – говорил Нурлан Санжар.
«Өліара»: «Красная армия – стая волков»
Нурлан Санжар написал произведение «Өліара» о самом трагическом периоде в истории казахского народа – голоде. О фильме он говорил следующее:
«Меня привлекло само слово «өліара». Это 22 декабря. Один из дней зимы. В это время в степи три-четыре дня подряд бушует буря. Небо затянуто тучами. Люди сидят и ждут по три-четыре дня, потому что не видно звёзд, нет дороги. Люди не знают, что будет завтра. Собирают скот и ждут, когда утихнет буран. Эти дни называются өліара. Вокруг ходят волки. Нужно защищать скот. Я показал этот период как 1932 год, время, когда начали конфисковывать скот у баев. Но волки – это не волки. Это красная армия. Они приходят, режут скот и увозят», – говорил Нурлан Санжар.
Он говорил, что сравнил красную армию того времени с оголодавшими волками.
«Куда делось все мясо? Чтобы оправдать свою революцию и спасти её от голода, все мясо отправляли в Петроград. Из Казахстана вывозили мясо и рыбу, из Украины - зерно. В Украине был искусственный голод. В Казахстане голод тоже был организован искусственно. Сталин спасал свою революцию. А казахи потеряли 40 процентов населения», – говорил Нурлан Санжар.
Он также рассказал, что мать выдающегося писателя Бердибека Сокпакбаева умерла во время голода.
«Почему мать Кожи зовут Миллат? В 1932 году мать Бердибека умерла от голода. Это оставило в нем глубокую боль. Он был ребенком, шести-семи лет. Поэтому он назвал мать Кожи Миллат. Мы раньше не знали этого. Оказывается, у тюрков и татар Миллат означает «мать нации», – говорил он.
Он отмечал, что казахский народ до сих пор официально не признаёт голод как преступление, совершённое руками человека, а продолжает называть его природным бедствием.
«Мы проводим многовекторную политику. Говорим, что дружим и с Россией, и с Китаем, и с Америкой, и с Украиной. Поэтому казахская наука и политика боятся прямо сказать, что это было преступление и что виноваты русские. Украина не боится. А мы боимся. Возможно, скажем позже», – говорил Нурлан Санжар.
«Аллажар»
Многие не знают, что сценарий знаменитого фильма «Аллажар» из 60 страниц Нурлан Санжар переписывал 19 раз. Он рассказывал, что фильм выдвигался на государственную премию, но имена авторов в списке не указали.
«У меня был друг-журналист Аскар Бапишев. Он позвонил мне и сказал, смеясь: «Я был на заседании в министерстве культуры. Там сказали, что фильм «Аллажар» выдвигают на госнаграду». Я обрадовался. А он говорит: «Чего радуешься? Твоего имени в списке нет». Оказалось, что директор Института литературы, журналист Калиджан Уалиханов встал и сказал: «Автор сценария – казах, выросший на асфальте. Какое он имеет право писать на такую тему?» Я спросил: «А почему он сам не написал?» В итоге ни меня, ни Куата Шильдебаева, ни Сашу Дереганова, ни Абылтая Кастеева не указали. Фильм запретили, потому что в нем не было Назарбаева», – рассказывал Нурлан Санжар.
Произведения «Өліара» и «Аллажар» вошли в книгу «Қызыл қар», которая продается в сети Meloman. Спустя 35 лет Нурлан Санжар выпустил «Аллажар» в форме повести. Несмотря на творческие споры при съемках фильма, он с большим уважением вспоминал своих соратников, особенно Калдыбая Абенова.
В своей книге он писал:
«Нурсултан Назарбаев, видимо, хотел стать героем эпохи благодаря декабрьским событиям, поэтому режиссёру предложили не забыть и о вкладе президента и включить его в фильм. Но Калдыбай Абенов проявил мужество и отказался. Более того, революционно настроенная молодежь потребовала присвоить Кайрату Рыскулбекову звание «Народный герой» и добилась этого».
Он также высказался о событиях Қаңтар и Желтоқсан.
«Власти нужно чем-то оправдать свою жестокость. В декабре говорили – наркоманы. В январе экстремисты. Любое авторитарное государство находит оправдание. Назарбаев любил повторять слова римского философа Тертуллиана: «Народ должен быть наполовину голодным – тогда им легче управлять». Это до сих пор так. Народ нельзя кормить досыта. Тогда он будет беспрекословно подчиняться», – говорил Нурлан Санжар.
Он говорил о необходимости формирования гражданского общества.
«Нам нужно думать о формировании гражданского общества. А гражданское общество приходит только через образование. Детям нужно давать хорошее образование. Настоящее образование, по возможности техническое», – говорил Нурлан Санжар.
Нурлан Санжар – ученый, у которого в европейском академическом издательстве Lambert вышло шесть научных книг, автор романов «Жошы», «Бату», «Періште», «Қызыл қар». Кроме того, у него осталось девять неопубликованных рукописей. В последние годы жизни он ждал ответа из «Книжной палаты», чтобы издать эти книги.
Нурлан Санжар – человек, посвятивший всю свою сознательную жизнь казахскому кино и литературе. Его фильмы «Өліара», «Оралман», «Аллажар» стали бесценным вкладом в историческую и художественную сокровищницу казахской духовности.
Отметим, что в последние годы жизни писатель страдал заболеванием легких. Его близкие и ученики предлагали организовать сбор средств. Однако Нурлан Санжар категорически отказался, не желая собирать деньги с народа. Тем не менее некоторые ученики, обращаясь к предпринимателям и состоятельным людям, довели информацию о его болезни до общественности.
Прощание с Нурланом Сегизбаевым состоится 28 декабря в здании Союза писателей.
Жаназа и церемония прощания с Заслуженным деятелем Казахстана, актёром и кинодеятелем Нурланом Санжаром пройдут 28 декабря в 10:00 в здании Союза писателей.