×

В сфере теплоснабжения выявлены финансовые нарушения на миллиарды тенге

Отчиталась председатель Высшей аудиторской палаты Казахстана

В сфере теплоснабжения выявлены финансовые нарушения на миллиарды тенге
АО "Институт КазНИПИЭнергопром"

Председатель Высшей аудиторской палаты РК Наталья Годунова сообщила итоги госаудита эффективности управления в сфере теплоснабжения, передает Qaz365.kz.

Из-за нештатных и даже чрезвычайных ситуаций, возникших в ряде регионов в отопительный сезон 2022-2023 года, Высшей аудиторской палатой совместно с ревизионными комиссиями проведен госаудит эффективности управления в сфере теплоснабжения.

“Аудит проводился в 47 госучреждениях и 44 субъектах естественных монополий. Проверена эффективность использования свыше 140 млрд тенге бюджетных средств и 480 млрд тенге активов.

По результатам выявлены финансовые нарушения на 23 млрд тенге (в том числе по бюджетным средствам на 6 млрд тенге), неэффективное планирование бюджетных средств на 37 млрд тенге, экономические потери и упущенная выгода на 117 млрд тенге. В целом на строительство, реконструкцию и ремонт объектов теплоснабжения в период с 2020 по 2022 годы было направлено 250 млрд тенге, в том числе из республиканского бюджета – 84 млрд тенге”, – отчиталась Годунова.

Однако сегодня для всех очевидно, что слабая подпитка ресурсами не обеспечивает необходимый “запас прочности” и безаварийность работы теплоэнергетической системы.

“Об этом свидетельствует высокая степень износа основного оборудования ТЭЦ – в среднем по стране 66% и износ тепловых сетей – 54%. Из общего количества ТЭЦ 76 % – со сроком службы более 50 лет, 24% – более 30 лет. Средний срок службы ТЭЦ составляет 61 год.

Ежегодно растет количество аварийных остановок. Только в 2021 году по сравнению с 2020 годом их число возросло на 22%. Это тоько за один год! Наблюдается высокий уровень выбросов и потерь тепла (от 18 до 42% на этапе транспортировки и распределения тепла). Технический аудит по поручению госкомиссии Министерством энергетики по всем объектам проведен. И, наверное, они сегодня информируют о его результатах”, – добавила она.

Также Годунова привела список системных проблем.

Первое. Нескоординированность планов действий центральных и местных государственных органов и отсутствие системного подхода в развитии теплоэнергетики

Государственное регулирование отрасли осуществляется несколькими государственными органами - министерствами энергетики, национальной экономики, индустрии и инфраструктурного развития и акиматами. До настоящего времени нет полноценной правовой основы для регулирования теплоэнергетики и всей совокупности отношений в области теплоснабжения. Рассчитываем  на новый  законопроект.

В отрасли отсутствует общая автоматизация и цифровизация, которая позволяла бы определить полную картину о техническом состоянии систем теплоснабжения. Решение вопроса видится в централизации функций в сфере регулирования теплоэнергетики в одном государственном органе.

Второе. При подготовке к отопительному сезону отмечается отсутствие должной системы энергетического контроля как со стороны центральных, так и со стороны местных исполнительных органов

Отдельные контрольные функции, переданные на региональный уровень, не используются в полной мере. Так, в некоторых регионах ряд субъектов естественных монополий не проходили обязательную паспортизацию готовности к отопительному периоду. Наиболее высокая доля отсутствия паспортов готовности выявлена в Атырауской (53%), Павлодарской, Акмолинской областях и области Абай (от 18 до 30%).

При этом, местные исполнительные органы не принимали меры административного реагирования к субъектам, не прошедшим паспортизацию (области Абай, Акмолинская, Актюбинская, Алматинская, Атырауская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Костанайская, Павлодарская и Туркестанская). Хотя такой инструмент есть. Более того, все эти объекты работали в зимний период без паспортов готовности. 

В то же время, существующие ограничения Предпринимательского кодекса в части проведения проверок с непосредственным выходом на энергообъекты, при подготовке к отопительному сезону, не позволяют осуществлять полноценный контроль энергообъектов. В связи с этим, считаем необходимым вывести государственный контроль в сфере теплоэнергетики из общего порядка проведения контроля и надзора (ст. 129 Предпринимательского кодекса). А также регламентировать в КОАП ответственность должностных лиц (не ниже заместителей акимов) и первых руководителей энергообъектов за срыв подготовки к отопительному сезону и допущенные нарушения в ходе его прохождения.

Третье. Несовершенство тарифного регулирования, в том числе в части реализации инвестиционных программ

Здесь есть сложности. Необходим баланс между инвестиционным тарифом, который позволит своевременно ремонтировать и обновлять  оборудование ТЭЦ и сети, и социальным самочувствием населения, связанным с долей расходов на оплату коммунальных услуг. Пока мероприятия инвестиционных программ, утверждаемые в рамках тарифа, носят поддерживающий характер и направлены лишь на решение текущих проблем для обеспечения бесперебойной работы. Инструмент в виде бюджетного кредитования регионов в рамках бюджетной программы Министерства энергетики на реконструкцию и строительство систем теплоснабжения не работает. Заявок от потенциальных заемщиков на 2022-2024 годы нет из-за убыточности большинства из них.

В результате недоработок со стороны Министерства нацэкономики, законодательно предусмотренный с 2019 года стимулирующий метод тарифного регулирования, не применяется. Практически во всех регионах применяется дифференцированный тариф для различных групп потребителей. По сути, это скрытое субсидирование субъектов естественных монополий за счет применения повышенных тарифов для бюджетных организаций, которые в отдельных случаях превышают тарифы для населения в 11 раз и для прочих юридических лиц – в 4,5 раза. При этом объем потребления тепловой энергии населением по стране превышает объем потребления бюджетных организаций в среднем в 4,3 раза, а объем потребления юридических лиц – в 3 раза.

Созданное в 2004 году дополнительное звено в лице энергоснабжающих организаций увеличивает конечный тариф для потребителей тепловой энергии (в городах Астана, Караганда, Павлодар и Петропавловск). Возврат к практике объединения деятельности по теплоснабжению и передаче тепловой энергии позволит снизить финансовую нагрузку на потребителей и обеспечить действенный контроль в отрасли. Поскольку четкий порядок привлечения субъектов естественных монополий к административной ответственности за неисполнение тарифной сметы и инвестиционной программы отсутствует. Существующие механизмы сбора платы с потребителей за услуги теплоснабжения не позволяют оперативно взыскивать задолженность. В последующем это негативно влияет на финансовую устойчивость компании. Необходимо изучить мировую практику в этих вопросах и рассмотреть упрощенный порядок взыскания такой задолженности.

Четвертое. Непрозрачность закупок, осуществляемых частными субъектами естественных монополий

При проведении закупок не в полной мере соблюдаются принципы добросовестной конкуренции и обеспечения всем поставщикам равных возможностей. Отсутствуют ограничения по приобретению товаров, работ и услуг у аффилированных лиц.

Также у Комитета по регулированию естественных монополий, контролирующего закупки товаров и услуг, предусмотренных в тарифной смете, отсутствует доступ к коммерческим информационным системам электронных закупок для обеспечения постоянного мониторинга. Контроль проводится лишь при поступлении письменных жалоб от потенциальных поставщиков. За три аудируемых года поступило только 23 жалобы. Важно внедрить единую информационную систему электронных закупок частных субъектов естественных монополий с правом доступа к данной системе уполномоченного органа в сфере естественных монополий.

Пятое. Некачественное проектирование и реализация инвестиционных проектов

Даже при финансовой обеспеченности сдерживающими факторами при реализации инфраструктурных проектов зачастую являются некачественное проектирование и ненадлежащее исполнение подрядчиками договорных обязательств. К примеру, всем известный проект по строительству ТЭЦ-3 в городе Астане реализуется с 2011 года и на момент аудита подтверждено выполнение работ всего на 64% (вместо заявленных акиматом 83%). При этом отмечается удорожание проекта на 40 с лишним %.

Также имеются факты превышения тепловой нагрузки над имеющимися мощностями источников энергии. К примеру, за 2021-2022 годы при наличии дефицита мощностей энергоисточников города на подключение к тепловым сетям, АО «Астана-Теплотранзит» выданы технические условия на подключение к центральному отоплению 730 юридическим и 360 физическим лицам. В дальнейшем это повлекло рост дисбаланса между располагаемой мощностью и нагрузкой потребителей в 2023 году с дефицитом в 403,9 Гкал/ч., и соответственно - риск необеспечения качественной тепловой энергии. В связи с этим, важно обеспечить увязку жилищного строительства городов с действующими мощностями инженерной инфраструктуры с учетом растущей нагрузки. 

Если говорить в целом по столице, то отмечается аффилированность компаний, занимающихся разработкой ПСД, строительством и пусконаладочными работами по 7 проектам на 178 млрд тенге, в том числе и по проекту ТЭЦ-3. Данный факт фиксировался Счетным комитетом еще в 2017 году. В городе Аркалык Костанайской области заказчиком – Отделом ЖКХ приняты два проекта - «Реконструкция системы теплоснабжения города Аркалык до 2030 года» и «Реконструкция Аркалыкской ТЭЦ в части замены турбоагрегата станции №2 мощностью 2,5 МВт» на общую сумму 7,4 млрд тенге  при их не полной готовности. В результате Аркалыкская ТЭЦ введена в эксплуатацию только на бумаге.

Далее. Не соблюдаются сроки продолжительности строительства, определенные в заключении госэкспертизы. Например, продолжительность реализации проекта «Расширение ТЭЦ-2 города Астаны» рассчитана на 7,5 лет. Реконструкция данного объекта осуществляется с 2009 года и должна была завершиться в 2016 году. Однако с учетом всех продлений завершение планируется к концу текущего года (более 13 лет). По завершению строительства объекты не принимаются эксплуатирующей организацией под различными предлогами, а по факту – во избежание увеличения налоговых обязательств. Только по городу Астана 14 таких объектов на 30 млрд тенге.

Для повышения инвестиционной привлекательности рекомендовано внесение изменений в Налоговый кодекс в части сокращения ставки налога на имущество по объектам теплоснабжения по аналогии с объектами питьевого водоснабжения (с 1,5% до 0,1% от среднегодовой балансовой стоимости).

Шестое. Наблюдается резкий отток квалифицированных кадров в смежные отрасли

Например, общая укомплектованность персоналом Шахтинской ТЭЦ составляет около 77%, а по основным цехам – только 43%. Особое значение на дефицит кадров энергопредприятий оказывает низкий уровень заработной платы, который ограничен тарифной сметой. Так, в 2022 году среднемесячная заработная плата специалистов в отрасли «Электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование» составляла 268 тыс. тенге или 87% среднемесячной зарплаты в целом по стране (308 тыс. тенге). Для сравнения в обрабатывающей промышленности оплата труда была выше, – 349 тыс. тенге.

“По всем системным проблемам выработаны рекомендации Правительству. В целях устранения нарушений даны предписания объектам аудита. 22 материала подлежит передаче в правоохранительные органы (из них 16 уже передано), 361 материал передан для принятия административных мер”, – закончила свое выступление председатель Высшей аудиторской палаты РК.

Подписывайтесь на наш Telegram, там самая оперативная информация. Если есть, что сообщить, пишите нам в WhatsApp.

Лента новостей

Все новости →