Эта тема горячо обсуждается в социальных сетях
Мнение министра просвещения Гани Бейсембаева о ношении хиджаба школьниками горячо обсуждается в социальных сетях. Мнение общественности по этому поводу, как правило, двоякое. По этому поводу высказался кандидат социологических наук, член научно-экспертного совета Ассамблеи народов Казахстана Талгат Жакиянов, сообщает Qaz365.kz.
"То, что говорят обе стороны, является правовым объяснением. Принцип и нормы "секуляризма" каждая сторона тянет на свою сторону и интерпретирует по-своему. Однако здесь стоит обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, школа – это социальный институт. Она выполняет определенные функции. Помимо образования (обучение, воспитание, развитие), одной из важнейших задач школы является эгалитарная функция. То есть, балансировка (уравниловка). Школа создает одинаковое социальное пространство для детей из разных слоев общества/семей (хоть и искусственное)", – пишет Талгат Жакиянов.
Он упомянул, что несколько лет проработал в школе, и знаком с проблемой лично.
"Любое общество разделено на классы и слои. В нашем обществе также есть высший, средний и низший (и даже андеграундный) классы. Учащиеся, пришедшие в школу, являются представителями этих классов. Их материальное состояние отражается, прежде всего, на внешнем виде. То, что один из детей одевается дорого, а другой скромно, вызывает различные проблемы в широком спектре знаний: психологический дискомфорт, раскол и т. д. Одинаковая униформа – это эгалитарный инструмент, используемый для маскировки проявления классового разделения в школе и предотвращения негативных последствий. Служит не социально-материальным равенством всех детей, а сокрытием проявлений неравенства. Молодое поколение, сознание которого только формируется, должно быть занято учебой, не сталкиваясь со своими и чужими классовыми признаками”, – говорит эксперт.
Он отметил, что меньшинство, которое поднимает нынешний вопрос о хиджабе (платке), высказывает мнение, что "это предложение высказывается только мусульманами, другие религии такого не просят, и поэтому оно должно быть санкционировано".
"Однако ситуация не такая. Скажу как человек, который на протяжении многих лет своей службы непрерывно объезжал все регионы, различные населенные пункты. Такое намерение существует и в других религиозных течениях. У нас есть 18 официально зарегистрированных конфессий (религиозных). Еще больше незарегистрированных. Разрешение хиджаба/платка пробуждает интересы многих из этих течений. Потому что в "светской" стране права религий равны.
Выражение религиозных атрибутов в школе связано не только с исламом. В северном регионе страны были случаи, когда директор школы, являющийся православным верующим, надевал на всех учениц платок с православным рисунком.
Несколько лет назад я видел, как старшеклассники одной из смешанных школ, вступившие в секту "сатанинскую", одевались в образ "сатаны", – говорит кандидат социальных наук.
По его словам, если мы разрешим ношение хиджаба, представители этносов также поднимут вопрос.
Так, в школе села Фирдауси Мактааральского района Туркестанской области, населенном одними таджиками, сложилась такая ситуация.
"До 2017-2018 учебного года в школу таджикские дети ходили в своей национальной одежде. Девушки ходили на занятия в пестрых платьях и брюках. Все наладилось только тогда, когда Жанар Сапар стала директором. За это ее до сих пор не оставляют в покое, подают в суд и преследуют местные консервативные группы. Теперь в это вмешиваются салафиты и пытаются подать это как "платочное напряжение". Так, чеченцы, сосредоточенные в отдельных населенных пунктах Акмолинской области, отправляют девочек в школу в одежде со своим национальным знаком. Гендерные слои также начали проявляться в школах. Как вы помните, в прошлом году в одной из школ Астаны мы увидели школьника с длинными ногтями, носящую серьги, который вызвал общественный резонанс", – говорит Талгат Жакиянов.
Группа, которая активно требуют ношение хиджаба в школе - салафиты. Они также требуют открыть молитвенные залы в школах.
В регионах мы видели руководителей, которые в отдельных школах закрывали глаза на одного-двух учеников, носящих платки, и молча давали им разрешение. Их тоже можно понять. Сначала судились с религиозными родителями по поводу униформы. Однако некоторые прокуроры и судьи наказали их самих. Утверждается что вышестоящие руководители, не желая вмешиваться в это всё, оставили школьную администрацию наедине с проблемой.
"Как решишь, так решишь". Конечно, главная проблема здесь заключается в слабости правовых механизмов, четко обозначающих секуляризм образования. Это уже другая история.
И вот, в школах, которые молча разрешили ношение хиджаба, теперь проявились другие проблемы. Родители учащихся в платках приступили к созданию благоприятных условий для своих детей в школьном пространстве. Отказ посещения уроков музыки, физической культуры, художественного искусства. Пение (в том числе исполнение Гимна), танцы обозначались как "харам" и отдалялись от общественной жизни школы. Они требовали от предметов естествознания, истории исключить темы, не соответствующие их религиозным догматам. Проверив столовые, потребовали "халяль" меню.
Проблема не ограничивается одним хиджабом. Вместе с ним в школьные пространства входит комплексная проблема.Именно в современных условиях проникновение в школы "платка" как религиозного атрибута позволяет, прежде всего, проникнуть салафитской идеологии. Поэтому пока салафизм не запрещен законом, этот вопрос нельзя рассматривать", – считает эксперт.