×

"Перепиши куда я скажу": глава КазАТК рассказала как глава КТЖ отобрал ее бизнес, купленный за более чем 10 млрд тенге

Пытаясь отдать его своей дочери

"Перепиши куда я скажу": глава КазАТК рассказала как глава КТЖ отобрал ее бизнес, купленный за более чем 10 млрд тенге
Коллаж Qaz365.kz

В социальных сетях и СМИ распространяется информация, что директор ТОО «Управляющая компания «КазАТК» Гульзана Серикова обратилась к Президенту Касым-Жомарту Токаеву с просьбой вмешаться в действия КТЖ и предотвратить попытки рейдерского захвата «Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М.Тынышпаева» (ныне «Академия транспорта и логистики”). В письме подчеркивается, что председатель Правления АО «НК «Қазақстан темір жолы» Нурлан Сауранбаев неоднократно говорил, что КазАТК числится в списке объектов, подлежащих возврату (передаче) в государственную собственность. Также по ее словам, Нурлан Сауранбаев и его подчиненные оказывали давление и требовали отдать 25% акций компании Жание Сауранбаевой, взамен предпринимателю устно было обещано ежегодно предоставлять объемы работ через госзакуп от 3 до 6 млрд тенге. Гульзана Серикова дала интервью редакции Qaz365.kz, где рассказала как глава КТЖ «отжал» у нее многомиллиардный бизнес.

История берет начало 17 апреля 2018 года, когда «Alimax Group» выкупила 100% пакет акций АО «Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М.Тынышпаева» (ныне Академия логистики и транспорта) у АО «НК «Қазақстан темір жолы» (КТЖ). Дальше начался наглый беспредел, когда топ менеджер национальной компании в открытую требует переписать бизнес на подставных лиц. Так, за месяц до окончания особых условий договора, КТЖ расторгло его в одностороннем порядке. Через суд нацкомпания забрала себе академию, при этом, не вернув полученные за нее деньги, к слову, речь идет о более чем 10 млрд тенге. 

В 2020 после реорганизации «Alimax Group», ТОО «Управляющая компания «КазАТК» стало правопреемником Академии. Гульзана Серикова являющаяся директором «КазАТК», решила бороться с беспределом, несмотря на, казалось бы, неравные силы. Ведь глаз на ее бизнес положил весьма властный «тяжеловес» – целый глава КТЖ, который увидел в академии хорошую «кормушку». Сейчас единственная надежда бизнес-леди на справедливость – президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. В видеообращении она просила защиты у главы государства.

КазАТК предпринимательница купила недешево – за 10,2 млрд тенге. К слову, это был самый дорогой приватизированный актив в 2018 году. Гульзана Серикова, чувствуя, в том числе социальную ответственность, вложила еще 4,3 млрд тенге. Так ей удалось дать «вторую жизнь» вузу. Из когда-то убыточной академии, получился процветающий вуз. К сожалению, успех привлек «паразитов» и начался рейдерский захват.

«В конце 2022 года меня пригласили к председателю правления КТЖ. Мы с Нурланом Сауранбаевым встретились у него в офисе. Представители КТЖ жаловались, что у нас проблемы с поступлением (студентов), однако мы находимся в Алматы. К нам поступают с юга, запада, востока. С севера к нам поступают мало, так как есть тяжеловесные университеты в Астане. Я ему показываю презентацию нашего вуза, а Сауранбаев в ответ говорит, что у меня проблемы и я должна принять его помощь. Далее он рисует на доске 51%: «Перепиши туда, куда я скажу. Я же в благих намерениях, как перепишешь – буду давать тендера, а суммы там бешеные, миллиардные». Я ему говорю: «В чем проблема, если вы даете по профилю, в обычном порядке». Он, перебив меня сказал: «Перепишешь куда я скажу – и будут у тебя тендера многомиллиардные». Я сказала, что я «мойкой», как раньше делали в КазАТК, работать не собираюсь. Это чревато для меня. И он начинает тему про список демонополизации, что там «уголовки» возбуждают, сажают людей. Я говорю, «если хотите разорвать договор, то там возврат средств предусмотрен». В ответ он начинает кричать, угрожать, матом выражаться, обещал «в асфальт закатать». Я отказалась и попросила не трогать меня. В итоге он предложил подписать меморандум о создании нового университета», – рассказала Гульзана Серикова.

По ее словам, позже состоялась еще одна встреча, на которой Сауранбаев требовал переписать долю. После подключилась его дочь – Жания Сауранбаева, ее аппетиты оказались поумереннее отцовских – 25% акций академии. Получив отказ, в традициях «яблоко от яблони» на Гульзану Серикову обрушилась очередная порция угроз. 

«Мы переговорили с девушкой (Жанией, дочерью Сауранбаева), она говорила, что не разбирается в образовании, занимается модой. Она не очень разбирается в бизнесе, но хорошо знает моду, училась заграницей. На встрече она спрашивала, когда я перепишу университет на ее имя. Говорит, что папа спрашивает. Я ответила, что переписывать на семью Сауранбаевых ничего не собираюсь, ее отец говорил, что посадит меня, найдет основание», – продолжила Гульзана.

Угрозы перешли в действия. На женщину начали оказывать давление: пугали включением КазАТК в список демонополизации. Журналист Михаил Козачков публиковал аудио разговора Гульзаны, где она пытается найти узнать откуда КТЖ нашло их академию в демонополизации.

«У нас сделка «чистая» юридически, не закуп из одного источника, цена завышенная – 10,2 млрд. Даже в новостях есть, что это самый дорогой актив 2018 года. Потом приходит проверка от Генеральной прокуратуры. Приходит письмо – есть ли какие-то нарушения в рамках приватизации – выяснилось, что нет никаких «косяков». Даже если найдут что-то, то это будет со стороны КТЖ», – уверена она.

Состоялась еще одна встреча. 

«В преддверье Наурыза звонит советник председателя КТЖ и просит приехать с делегацией академии. Якобы правительство направило большой проект, который надо срочно выполнить. Тогда совещание проводил сам председатель КТЖ. Он заявил моим коллегам: «Вот, Гульзана сделает некоторые манипуляции, и будете получать по 1,5 млрд в год». После отвел меня и потребовал переписать акции, я ответила, что в такой схеме участвовать не собираюсь. Там же на совещании их юрист уже ждал меня с уведомлением о расторжении договора», – поделилась Гульзана.

В мае уже начался суд.

«Нам юристы КТЖ со своей почты скидывают справку. В справке четко указано, в суде КазАТК должен выйти с инициативой подарить КТЖ 25% акций +1 акция. Это такой блокирующий пакет, можно управлять. Мы говорим в суде, что, во-первых, незаконное расторжение договора, во-вторых, они инициировали расторжение, когда остался всего один месяц до истечения срока этого договора. Они с нами расторгают договор на основании реорганизации, которая прошла в 2020 году. Хотя мы их уведомили. В 2020 году никто ни на что не реагирует. Суд в 2023 году начинается с медиации, медиация идет 2 месяца. В это время шла чистой воды манипуляция. Представители КТЖ говорили нам, что мы на демонополизации. Когда выяснилось, что нас нет в этом списке, КТЖ говорит: «Мы все перепутали». Суд на это внимания вообще не обращает», – возмущена женщина.

Личный интерес главы КТЖ к академии Гульзана Серикова подтверждает нелогичными действиями нацкомпании. 

«Они, имея задолженность в 2,4 трлн тенге, а чистая прибыль за 2022 год у них всего 36 млрд, расторгают договор с нами, чтобы вернуть мне 10 млрд плюс мои взносы? Во-вторых, КТЖ выходит на IPO в 2025 году, им не нужна академия для этого. Это социальный объект, непрофильный объект и он для них убыточный. Цели понятны, позиции понятны. Если убрать интересы самого председателя, то объект они когда-то еле как продали. Они объясняют это тем, что, забрав сейчас академию, в декабре они снова выставят ее на торги, Сауранбаев решил, видимо, раз не получилось так, куплю сам по дешевке», – говорит директор КазАТК.

Она уверена, что после публикации ее обращения к президенту, и нескольких статей в СМИ, на нее была направлена низкосортная атака. Распространенные сведения были опровергнуты.

«Они пишут, что столовая превратилась в тойхану, библиотеки нет. На самом деле все осталось на своих местах, просто выглядит это лучше, чем в руках КТЖ», – отметила Гульзана Серикова.

Впросак «доброжелатели» попали и с якобы просьбой о возврате академии государству, сделанной от «лица» внучки академика Тынышпаева, чье имя носит вуз. Позже внучка записала видео и заявила, что подобных заявлений не делала, «кто-то» использовал ее имя и фото.

По мнению предпринимательницы, суд проходит однобоко, чаша весов заметно тянется в сторону мощного ресурса – КТЖ. Нарушения никого не смущают.

«Мы уже обратились в Генеральную прокуратуру, судейское жюри, Верховный суд с жалобами на действия судьи Сарсекеева, который нас рассматривал. Адвокат говорила, что иск подлежит возврату, но судья его принял, потом под конец КТЖ меняет иск на имущественный, платит госпошлину, на это суд не обращает внимание, после медиации все за 10 минут решилось. После медиации они решили также за 10 минут, что первое решение не меняется. 6 октября выходят исполнительные листы, в тот же день они попадают судебному исполнителю. В пятницу он передает лист нашему адвокату, и за субботу и воскресенье мы должны переписать акции? Мы пишем ответ, что я протестую и пишу жалобы в суд. Как это мы за выходные должны переписать акции?! Мы написали в суд, написали ЧСИ. Но ЧСИ делает постановление на взыскание имущества, получает санкцию прокурора. В этом постановлении меняет санкцию суда, что мы должны сами переписать. ЧСИ решает, что центральный депозитарий должен переписать акции. И 12-13 числа акции переписываются в пользу КТЖ. За день до этого Алматинский суд вынес определение о приостановлении ЧСИ по исполнительному производству, так как начался суд по его действиям. Он, минуя решение суда, списывает акции. Сейчас продолжаются судебные разбирательства. Мы написали заявление о возбуждении уголовного производства, что нам принесен ущерб от ЧСИ, идут суды, акции забрали по беспределу. 
В ходе суда выясняется другой документ от 12 июля, где ЧСИ обращается к центральному депозитарию. Решение суда вышло 21 июля, получается КТЖ знал, что выиграет суд, раз обращается  к ЧСИ. Суд занял позицию КТЖ, возможно, есть неформальный контакт», – предполагает предпринимательница.

Также она говорит, что неделю назад был назначен процесс – КТЖ просит изменить решение суда – передать 100% акций Академии. 

«Мы у них купили 290 тысяч акций, и должны вернуть им это. Судья Сарсекеев назначает процесс, несмотря на апелляцию, и только благодаря участию СМИ за 5 минут до процесса его отменяют. Жалобы нами отражены, отправлены в соответствующие органы. Мы и сегодня приглашаем представителей СМИ посетить суд. Наши дочерние компании восстановили сроки, мы будем надеяться на адекватность суда.
Меня многие спрашивают, как председатель правления КТЖ так может делать. У меня есть на руках все – он манипулирует комиссией по демонополизации. У меня есть официальный ответ Министерства индустрии и Минфина, что нас нет в таких списках. Мы купили за такие деньги огромные, это была приватизация, не было закупкой из одного источника. Это бизнес-структура, это не первый объект, который я купила. Но я в первый раз сталкиваюсь с такой наглостью. «Самрук» вовсе умыл руки, все письма перенаправил в КТЖ. Мы написали на имя Правительства, Премьер-министра. Аппарат премьера переадресовал в «Самрук», а они отправили в КТЖ», – говорит Гульзана.

Она предполагает, что определенные люди таким образом хотели отмывать деньги.

«У меня есть голосовые, где руководитель аппарата КТЖ Нурлан Сауранбаев говорит, что надо срочно переписать, так как тендера горят на 200-300 млрд. Потом они как-то звонят со словами: «Надо срочно создать НИИ, в адрес которых выделят до 800 млрд тенге в год. Сейчас ведь много железных дорог строится, Достык-Мойынты, обводная в Алматы», – поделилась Гульзана Серикова.

Министр науки и высшего образования Саясат Нурбек прокомментировал дело.

«Это спор между двумя частными объектами», – сказал он.

Редакция Qaz365.kz также отправила запрос пресс-службе КТЖ для разъяснения некоторых моментов для более подробной картины происходящего.

Далее список вопросов, который мы им задали:

  1. Правда ли, что АО "КазАТК" — АО "Казахская академия транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева" (сейчас Академия логистики и транспорта) в 2018 году было признано самым дорогим приватизированным гособъектом, реализованным в ходе конкурсных процедур? 
  2. В случае в одностороннем порядке расторжения договора между КТЖ и Академией, осуществит ли государство возврат средств предпринимателю (конечная стоимость реализации объекта в ходе электронных торгов составила 10,25 млрд тенге), вложенных на покупку и развитие объекта? 
  3. Правда ли, что Академия по решению комиссии по демонополизации экономики состояла в списке объектов, подлежащих возврату (передаче) в государственную собственность? Если нет, то не является ли манипуляцией использование заведомо ложной информации и превышением власти или должностных полномочий?
  4. Правда ли, что в настоящее время у Академии нет денежных долгов перед КТЖ?
  5. С какой целью дочь г-на Сауранбаева Жания Сауранбаева проводила встречи с руководителем Академии?
  6. Какие проекты планировали дать через тендер сотрудникам вуза, в случае добровольной передачи КТЖ или дочери председателя правления КТЖ 25% акций Академии?

Подписывайтесь на наш Telegram, там самая оперативная информация. Если есть, что сообщить, пишите нам в WhatsApp.

Лента новостей

Все новости →