Ответил директор департамента защиты прав потребителей
Директор департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Александр Терентьев на брифинге в Алматы выступил на тему “Механизм урегулирования просроченной задолженности граждан по банковским займам и микрокредита”, сообщает Qaz365.kz.
“По выявленным нарушениям с начала 2023 г. Агентство применило в отношении финансовых организаций 224 мер и вынесло 159 административных взысканий на сумму порядка 189,9 млн тенге.
В целях защиты прав потребителей финансовых услуг с 1 октября 2021 года действует единый законодательный порядок урегулирования кредитными организациями задолженности неплатежеспособных заемщиков – физических лиц.
Расскажу, как действовать заемщику, у которого возникли трудности с погашением займа, а также действия банка и микрофинансовой организации при взаимодействии с гражданами по этому вопросу”, – начал Терентьев.
1. Банк или МФО обязаны уведомить заемщика о возникшей просрочке в течение 20 дней с момента ее наступления. В уведомлении кредиторы должны также проинформировать граждан:
Поэтому, если заемщик не может исполнять свои обязательства, то в первую очередь ему нужно обратиться с заявлением в банк или микрофинансовую организацию. Ни в коем случае нельзя скрываться от кредитора! Положительный выход из ситуации в интересах не только заемщика, но и кредитной организации. Поэтому, чем раньше будут приняты меры по урегулированию, тем скорее будет найден взаимоприемлемый вариант погашения задолженности.
Согласно данным Терентьева, введенный в 2021 году единый и обязательный порядок урегулирования просроченной задолженности позволил изменить условия договоров 1,1 млн. заемщикам, из них с начала 2023 г. кредиторами проведена реструктуризация займов 586 тыс. заемщиков (237 тыс. заемщиков банков, 349 тыс. заемщиков МФО).
2. После получения от кредитора уведомления о возникшей просрочке, заемщику необходимо в течение 30 дней с даты наступления просрочки обратиться в финансовую организацию, в которой он обслуживается для реструктуризации кредита с письменным заявлением или иным способом, который прописан в договоре.
В своем заявлении необходимо указать:
Согласно законодательству внесение изменений в условия договора займа, предусматривает следующее:
Банк обязан принять заявление, зарегистрировать и рассмотреть. В течение 15 календарных дней – предоставить ответ:
Александр Терентьев назвал отдельные случаи, когда заемщик может обратиться к кредитору с заявлением о внесении изменений в договор:
“Перечень случаев может быть дополнен в зависимости от ситуации, повлиявшей на невозможность исполнять обязательства по договору на действующих условиях, который зависит от внутренней кредитной политики каждого кредитора. Именно заемщик должен предоставить кредитору информацию о своем финансовом и социальном положении, документально подтвердить факт снижения либо отсутствия доходов, что не позволяет ему исполнять в полном объеме свои обязательства. Непредставление запрашиваемых документов является основанием для оставления заявления заемщика без рассмотрения.
Решение по одобрению изменений в условия заключенного договора займа принимает уполномоченный орган кредитора по результатам рассмотрения предоставленных заемщиком документов, подтверждающих невозможность исполнять обязательства на действующих условиях договора и оценки его платежеспособности. Внесение изменений в условия договора осуществляется в течение 15 календарных дней со дня принятия такого решения кредитором.
В случае если заемщику не удалось достичь согласия с банком или МФО, то он вправе обратиться в Агентство. При этом обязательно нужно предоставить подтверждение своего обращения в банк и недостижения взаимоприемлемого решения. Агентство на основании обращения в рамках своих полномочий инициирует документальную проверку в отношении кредитора и после завершения проверочных мероприятий предоставит оценку действий банку”, – рассказал директор защиты прав потребителей.
В период рассмотрения уполномоченным органом обращения от заемщика – физического лица, относящегося к социально уязвимым слоям населения в соответствии с Законом Республики Казахстан “О жилищных отношениях”, по ипотечному жилищному займу, не связанному с осуществлением предпринимательской деятельности, не допускается обращение взыскания на заложенное имущество путем подачи иска в суд либо во внесудебном порядке.
Учитывая то, что порядок урегулирования просроченной задолженности граждан по банковским займам и микрокредитам показал свою эффективность Агентством ведется работа по совершенствованию данной процедуры, путем:
Для совершенствования механизма разрешения споров, возникающих между потребителями и финансовыми организациями, Агентством предлагается расширить полномочия института банковского омбудсмана путем введения нормы о рассмотрении споров по всем кредитам граждан. Сейчас банковский омбудсман рассматривает обращения только по ипотечным займам и уступленным коллекторским агентствам. С введением нормы, в периметр вопросов будут включены потребительские банковские займы и микрокредиты с установлением обязательности исполнения кредиторами решений банковского омбудсмана;
“В заключении хочу еще раз акцентировать внимание заемщиков, у которых возникли трудности с погашением кредита!
Если такая ситуация произошла - обязательно обратитесь в банк или МФО, напишите заявление, начните вместе с кредитором работать над разрешением данной ситуации. Чем раньше вы примете меры по урегулированию просроченной задолженности, тем скорее будет найден взаимоприемлемый вариант погашения задолженности”, – сообщил Александр Терентьев
Если не начать процесс урегулирования, финансовая организация вправе применить меры в отношении неплатежеспособного заемщика
“Если все-таки не удалось достичь взаимоприемлемого решения, заемщик всегда может обратиться в Агентство вправе применить соответствующие меры”, – закончил директор департамента защиты прав потребителей финансовых услуг.