×

Менталитет или результат советского угнетения: почему казахстанцы готовы отдавать все, что есть

Отдать все, что у нас есть: в чем корни казахского феномена?

Менталитет или результат советского угнетения: почему казахстанцы готовы отдавать все, что есть
Фото из открытых источников

У каждого народа есть свои отличительные особенности. Казахстанцы славятся своей щедростью и открытостью. Исторически так сложилось издавна. В чем же секрет этого феномена редакция Qaz365.kz поинтересовалась у психолога,  психотерапевта, криминолога и основателя Центра культурной и экзистенциальной психологии Нұргүл Молдабайқызы.

По мнению Нұргүл Молдабайқызы некоторые традиции общества ни в коем случае нельзя рассматривать, как культурную особенность. Она убеждена, что полная отдача и желание произвести лучшее впечатление - это последствие угнетений народа и тяжелых исторических событий.

«Мы ведь никогда не задаемся вопросами. Все, что происходит в нашем обществе, это исключительная наша казахская особенность или последствия многолетних подавлений и угнетений? Если это все наша особенность, то тогда откуда взялись такие понятия казахского мировоззрения как «көрпеңе қарап көсіл», «Аяз би әліңді біл» и другие? Таким образом, мы не живем в Советском угнетаемом обществе, а мы и есть носители советских угнетений».

Долгое время наш народ жил в условиях, когда приходилось выживать под гнетом тоталитарного режима. Убеждения и послания властей воспринимались как неоспоримая истина.

«Как думаете, с точки зрения теории интернализированного угнетения, может быть население, проживший почти век с убеждением советского угнетения «аша тұяқ қалмасын» принять убеждение отдавать все, что у него есть и оставаться голодным? К примеру, сделать свадьбу или купить машину взяв большой кредит, расплачиваться и сам оставаться голодным?», - говорит Нұргүл Молдабайқызы.

Однажды психологу попались на глаза документы, в которых сообщались следующие факты. В 1921 году были отобраны сотрудники, которые имели отношение к хлебо-фуражу, скоту, сырью всех видов и др. продуктов селького хозяйства. Они должны были собирать и отправлять провизию под страхом привлечения к уголовному наказанию. 

«Практически степь отдавала все до последнего, есть документы, согласно которым вплоть до гривы лошади были изъяты. Степь из года в год отдавал все: во время коллективизации, раскулачивания, во время войны и т.д. Мы помним, когда из 100 овец должны были отдавать больше ста ягнят».

Еще один пережиток советской эпохи, по мнению Нұргүл Молдабайқызы, это культура порицания. Раньше наш народ устрашала советская власть. В школьном возрасте порицала система образования.

«Посмотрите, не дай Бог, кто-то что-то сделает, мы без суда и следствия начнем порицать. Является ли наше поведение исконной казахской культурной особенностью? Тогда откуда взялись такие понятия в казахском миро проекте как: «алдыңа келсе атаңның құнын кеш», «ел барда ер қор болмас», и другие? Кроме этого, я исследовала более 20-ти казахские национальные игры, более 100 традиций с точки зрения детской психологии, и мы не находим наказание и порицание как главного способа обращения с человеком. Однако, сейчас сильный слабого бьет, убивает».

На взгляд психолога, многие устрашающие феномены в обществе можно было бы объяснить данным феноменом.


«В советском государстве установление власти происходило путем устрашения. Сильный расстрелял, сильный убивал, сильный отбирал. К примеру, в 1950 годы государством приняты меры, согласны которым наука и образование должны развиваться не на национальных языках. Есть соответствующие документы. Помните, когда действенным способом воспитания в советских школах было порицание, через стендгазеты и другие методы? Может быть, что согласно данной теории мы продолжаем понимать, что единственным действенным способом как дома, так и в социальных сетях является порицание?».

В качестве предложения, как преодолеть последствия решений властей, Нұргүл Молдабайқызы предлагает изучать историю советского периода, которая полна репрессий, утрат и угнетений. Считает, что для этого в нашем государстве созданы все условия. К примеру,  психолог ссылается на открытость наследия советского государства в архивах нашей страны, которое требует анализа во взаимосвязи с тенденциями современного общества.

Подписывайтесь на наш Telegram, там самая оперативная информация. Если есть, что сообщить, пишите нам в WhatsApp.

Лента новостей

Все новости →