Адиля Жармухамбетова можно отнести к золотой интеллектуальной молодежи
Адиля Жармухамбетова можно отнести к золотой интеллектуальной молодежи. Получив блестящее образование, он достиг достойных результатов, реализовав ИТ стартап для развития аграрного сектора Казахстана. Но в одночасье Адиль решил оставить науку и инженерию, прислушаться к зову сердца и стать певцом. Корреспондент Qaz365.kz побеседовал с талантливым молодым человеком, чтобы узнать о его новой миссии и творческих планах.
- Расскажите, пожалуйста, о себе?
- Меня зовут Адиль Жармухамбетов, мне 31 год. Я родился в городе Семей области Абай. Закончил НУ на специальность “химическая инженерия”. После закончил университет и поступил по программе “Болашак” в University College London. Это девятый вуз в мире по рейтингу QS и поступил на специальность “инженерия химических процессов с уклоном на биохимическое программирование”. Закончил с отличием и приехал в Казахстан. Изначально работал в квазигосударственных кампаниях, поработал примерно несколько лет. Это был Национальный Аграрный научно-образовательный центр, который занимается научными разработками и проектами в области сельского хозяйства. Там я получил основы экономики, первое понимание аграрного сектора Казахстана. На тот момент центр занимался научными проектами, и там я познакомился с проектами в области и сельского и водного хозяйства. Я их курировал, взаимодействовал с Азиатским банком развития. Очень недолго, но получил опыт видения экономического сектора. После этого начал понимать, что есть большие возможности в сфере технологического образования и начал изучать максимально оперативно ІТ инженерию. Я ее уже понимал, потому что в Англии я писал диссертации на тему инженерии. Я просто переквалифицировался из сферы химической инженерии, в инженера программного обеспечения. Мой друг из Назарбаев Университета познакомил меня с Жандосом Керимкуловым. Там я начал чувствовать, что такое ІТ стартапы. Буквально за полгода я изучил программный клауд и из-за того, что понимал, какие проблемы есть в Каазахстане в области сельского хозяйства, я понял, что имеются очень много моментов, которые можно улучшать в сфере оптимизации и цифровых решений. В 2021 году я начал заниматься именно аграрным технологичным стартапом. Буквально месяц я поработал с Жандосом Керимкуловым и зашел в их команду. Но увидел, что стартап идет не в том направлении, которое мне могло бы быть интересно. Я вышел из их стартапа и начал свой, другой стартап, который назвал Агроген.
Агроген.кз я начал вместе с Диасом, который также вышел из команды по моему приглашению и мы с ним начали вдвоем первые разработки химических программных характеристик. После мы взяли в команду Адилета Утемисова, который является доктором-исследователем в Назарбаев Университете, он тоже наш товарищ, и в команде у нас отвечал именно за само программное управление. По образованию он математик, закончил Оксфорд, докторантуру и год проработал в Назарбаев Университете.
Примерно за 6 месяцев мы закончили разработку всего продукта. Продукт состоял из двух модулей: первый модуль по спутниковому мониторингу земельных угодий и второй модуль – моделирование метеорологических процессов. Мы предварительно имели опыт и анализ ответов фермеров, понимали, какой продукт должен быть использован фермерами. Нужно не просто фантазировать, а что можно сделать полезного, нужно увидеть болевые точки. Предварительно мы обзванивали большое количество фермеров с ЗКО, Кызылординской области. Я лично объездил Кызылординскую и Туркестанскую области, мы провели интервью вживую и по звонкам. Было понятно, что наши продукты продадутся, так как они реально нужны фермерам.
- Не жалеете, что продали свой проект?
- Как создатель стартапа я понимал, что продукт продать будет проблематично. Потому что фермеры, особенно средние и маленькие не имеют таких средств и не подготовлены к таким технологиям. Тем не менее, в 2023 году на нас вышла компания ТОО «Агрострим». Это казахстанский лидер, агродиллер в сфере сельского хозяйства. У них есть крупные клиенты и самый якорный клиент – второй холдинг Казахстана «Атамекен Агро». Более 700 тысяч пашенных угодий, поэтому я понимал, вместо того, чтобы объезжать и обучать фермеров по Казахстану, возможно стоит свою миссию закончить на том, чтобы продать нашу технологию той компании, которая уже имеет доступ к фермерам, имеет ресурсы, филиалы, проводит обучения и у нее клиенты подогретые, фермеры им доверяют. Это было нелегкое решение, но мы понимали нашу миссию стартапа – помочь фермерам в оптимизации их процессов. Мы хотели построить глобальную историю, у нас были большие амбиции выйти на Россию, Узбекистан, Украину, Кыргызстан. Но в нужный момент мы поняли, что можем выполнить миссию локально и помочь тысячам фермеров. На тот момент у «Атамекен Агро» были клиенты фермеры на миллион гектаров. Я успешно продал нашу компанию. ТОО «Агроген» компании «Агрострим» по справедливой цене за 35 миллионов тенге. Мы разделили эту сумму среди команды. На момент продажи у нас было в команде 14 человек, самые главные 5 человек это инженеры. В конце 2023 года я чувствовал, что я должен заниматься чем, что желает сердце.
- Ваша специальность – инженер в области химии. Вам кто-то подсказал пойти в эту сферу или это было личное желание?
- Я участвовал в олимпиадах и понимал, что у меня есть хорошие способности. Когда я поступил в НУ я понимал свою выгоду. Мне все говорили, что в нашей стране можно быть богатым только нефтяником. И мне это вошло в голову. После окончания НУ я пошел в Тенгиз Шевройл. Я прошел все этапы интервью, мне позвонили и сделали офер. Я прошел интеллектуальный тест, вербальный и психологический тест, а также ездил в Атырау и прошел интервью с иностранцами и казахстанцами, которые задавали разные вопросы - и технологические, и морально-этические, и про безопасность. Но я остался верен своему сердцу и понял, что мой путь другой. Есть другие вещи, которые я должен выполнить. Мой путь сердца – это творчество. Я в школе показывал себя как творческий человек, артист, актер, участвовал в культурно-массовых мероприятиях. Но тогда я не видел в этом финансовой реализации, об этом никто не говорит, но это всегда внутри меня. У меня нет прагматического плана, я просто верю, что мы с моей командой сможем достичь успеха.
- Какой жанр музыки вы выбрали?
- Наша изначальная цель - пойти в жанр поп-рок. Это то, что у меня лучше всего получается. Мне он больше всего импонирует. Я пойду в эстраду точно, нам нужна аудитория. Я понимаю и технологическую часть творческого проекта. Мы не сможем зарабатывать, если люди не будут нам доверять и наша музыка не будет трогать сердца. Я абсолютно осознанно буду заходить в поп-рок и добиваться в нем успеха.
- Как развивается этот жанр сейчас в Казахстане? Сейчас популярны Ирина Кайратовна.
- Ирина Кайратовна – это рэп. А рэп мне не по душе. Я не считаю, музыка, которая в Казахстане сейчас есть, она по настоящему сильная. Я знаю, какая музыка может быть сильной, может поднять дух. У нас миссия - даже не жанр поп-рок, а поднять дух. Последний раз, может быть, поднимала дух группа “Орда”. Группа “91” - это хип-хоп. Она может в моменте поднимает дух при смыслах, но не по-настоящему. У нас была группа “Уркер”, это рок. Бекболат Тлеухан – этно-рок. Сейчас я вижу, что рок, как жанр, вымер в девяносто девятом - двухтысячных. Молодым людям даже 20-30-40 летним импонирует лирическая музыка. Казахстанская, хорошая. И много рэпа. В ютубе есть с лихвой.
- Есть ли у вас знания в области музыки? Обучались ли вы этому?
- Я не имею никакого образования по музыке, никаких творческих знаний. Все, что у меня есть – это сердце.
Моя бабушка с маминой стороны имела очень хороший голос, она могла бы прекрасно петь, но она никогда не занималась этим. Она была врачом. Возможно оттуда у меня есть некоторые навыки.
- В своем недавнем выступлении вы упомянули, что ищете спонсора, который поддержит вас. Вы готовы начать свой музыкальный стартап?
- Я уже сейчас строю команду на своем энтузиазме, на свои средства. Я поговорил с людьми, которые работали с Ириной Кайратовной, продвигали их. Я прагматик, я знаю, сколько это стоит. Но я не хочу быть иждивенцем. Спонсор – это человек, который не просто так дает молодым ребятам. Для него это вклад в его личные амбиции. Потому что мы будем заниматься творчеством и будем с ним до конца.
- Не хотели бы вы поучаствовать в грантовых программах для музыкантов и получить финансовую поддержку или спонсорство?
- Я к грантам отношусь очень спокойно. Не позитивно, не негативно. Гранты нужны уровню молодых специалистов. Но у меня кое-что есть. Но все возможно. Я могу подавать, мы тоже начинающие музыканты.
- У вас нет музыкального образования, вы никогда раньше не работали над со своим голосом. Как вы поймете, что нужны своим слушателям?
- Я уже провел 24 концерта. Я же инженер и уже делал стартап. Чтобы понять, насколько твой проект успешен и продается сначала нужно сделать MVP. Как в Агроген. Мы сначала сделали ошибки, лепили как из пластилина. Наша первая идея не стала успешной. Мы стали успешны, когда переговорили с фермерами. Человек никогда не отдаст тебе просто так деньги, только если услуга по-настоящему нужная. У меня нет образования, большого опыта. Но если я пойду и начну петь в парке – люди будут останавливаться и петь, а еще и деньги тебе платить. Вот это и будет MVP. Мой голос, моя харизма, мой артистический навык может приносить какую-то энергию людям. С 1 мая, как стало тепло в Астане, я пою каждый день на улице. Приходите в Ботанический сад, со стороны Центрального входа на Туркестан с 7 до 11 вечера. В 8 я уже обычно пою.
- Как реагируют прохожие?
- Я пою без микрофона, без усилителя. С простым аккомпанементом – с колонкой. Самое главное, я вижу отклик. Если даже один человек за один день ушел в приподнятом настроении, в душевной бодрости, он похлопал и сказал рахмет, даже если он отдал 5 тенге – все, я знаю, я могу. Единственный знак для меня – это если люди не останавливаются, не ходят. Но я каждый день получаю один рахмет. Я получаю деньги. Может быть, 5 тысяч тенге и не много. Но я понимаю, я чего-то стою, моя музыка и мой голос стоят. А сейчас я должен просто работать, понимать людей.
- Если смотреть на это с честной и чисто гражданской точки зрения, то ваша инженерия принесла бы стране больше пользы, чем музыкальная карьера. Стране нужны сильные управленцы, а не новые представители шоу-бизнеса.
- Сейчас я должен стать музыкантом. Я должен слушать свое сердце. В каждом времени нужно заниматься своим делом.
Моя миссия - поднять дух населения. Сейчас это может быть смешно и странно. Но я знаю, что через музыку это возможно. Мы думаем, что сейчас проблемы в технологической части – финансовой, экономической. Мы видим кейс Бишимбаева, паводки. И нам кажется, что проблема находится там. Но проблема не там. Нам кажется, что сейчас мы деньги выделим, пособия дадим, женщинам права улучшим, закон сделаем. И наступит великолепный Казахстан. Проблема не там. Я ее вижу. И поэтому мое сердце меня ведет в творчество. Я даже могу сказать, что сейчас политический курс страны идет не туда. Я это чувствую, хоть это не видно. В последние два года мы двинули не туда. Путь слабости. Хотя нужно идти в путь силы, в путь духа. В традиции и почета предков, рода. Это не просто степная земля. Это земля кочевников, земля, которая веками уже имела огромную историю, и мы хотим ее как будто убрать. Кто не знает, что такое духовный путь - посмотрите на геополитическую карту. Кто наши соседи. Все страны находятся на своих местах не просто так.
- У тебя есть люди, которые тебя поддерживают на пути к цели?
- Я уже создавал команду. Я профессионал по созданию команд. Поэтому у меня нет внутренней неуверенности в этом. Единственное – насколько оперативно мы сделаем этот результат. Это будет зависеть от моей энергии. Проблемы в текстах нет. Они будут.
- На каком языке вы будете создавать музыку и почему?
- Наша задача - передать смысл. Я в этой стране давно живу, это у нас получится. У меня включен и прагматический мозг. Нам нужен русский мир, нам нужно СНГ. Это все одно огромное пространство, что бы мы ни говорили. Я хочу дойти до сердца не только казахстанцев.
-Какие требования у тебя к привлечению спонсора?
- Я уже доказал, что я хорошо делаю ІТ проекты. Если спонсор хороший бизнес-партнер, то я однозначно могу спокойно ему помочь с моими людьми. Я первый создатель союза выпускников Назарбаев Университета. У меня самый большой нетворкинг среди студентов и выпускников. Это огромный ресурс, лучшие умы в этом университете. Я знаю, как с ними разговаривать, как ставить им задачи. Я не просто Ирина Кайратовна, которая гуляет и делает прикольные концерты.
- Расскажите о ближайших творческих планах?
- Первого сентября мы выпустим первый альбом. Первого июня я уеду в Алматы писать музыку. Спокойно буду тратить время, внедряться, общаться с творческими ребятами, понимать их лучше. Я к ним настроен хорошо и позитивно, даже если некоторые ведут не очень хороший образ жизни. Я понимаю, как они питаются небесной энергией. Я не собираюсь быть нравоучителем, я хочу стать другом. Я иду в эту тусовку, знакомлюсь со своей командой, которая меня понимает и такая же как я. Мы будем делать эпатаж. Мы будем выстреливать. Наша задача – поднять дух населения через свою музыку. Сейчас нас 5 человек: маркетинг, видео, режиссер проекта и PR. Это мои друзья, пока они заняты на других работах. Если они не уволятся, я найду ребят в Алмате.