В столице определились победители в поединке между искусственным интеллектом и чемпионами по тогызкумалаку. Впервые в Казахстане состоялась историческая игра между чемпионами страны по тогызкумалаку и искусственным интеллектом. Это стало интеллектуальным сражением, объединившим человеческий разум и цифровой алгоритм.
Необычное мероприятие под названием «ТОГЫЗКУМАЛАК ЧЕМПИОНЫ vs ИИ» прошло 7 августа 2025 года в Астане на площадке Академии физической культуры и массового спорта (APEMS).
Чемпионы мира по тогызкумалаку Асылхан Кожанасип (МСМК) и Аяна Исахан (МСМК) сыграли в классическую версию тогызкумалака против искусственного интеллекта. Каждый из них провёл по одной партии, и по итогам матчей со счётом 2:0 победу одержал искусственный интеллект.
«Сегодня мы стали свидетелями уникального исторического события в истории тогызкумалака. Впервые лучшие игроки встретились в партии с искусственным интеллектом. Это мероприятие мы приурочили к 180-летию великого Абая. И это не случайно. Ведь Абай не только сам играл в тогызкумалак, но и создал вокруг себя школу игроков. А в советский период, когда игра практически исчезла, именно Мухтар Ауэзов стоял у истоков её возрождения. Это символичная преемственность. Тогызкумалак веками был не только способом выявления сильнейших, но и важным инструментом воспитания молодёжи», — сказал на церемонии открытия Президент Всемирной федерации Тоғызқұмалақ Алихан Байменов.
Противником мастеров тогызкумалака стала интеллектуальная компьютерная программа, работающая на основе сложных алгоритмов. Это отражение современных IT-решений в формате игры между человеком и ИИ. Это не просто игра — это исторический момент, объединяющий национальные традиции и передовые технологии.
Отметим, что техническую основу проекта заложил молодой и талантливый бэкенд-разработчик Абылай Нурске.
«Если заглянуть в историю, в 1997 году компьютер победил Каспарова в такой сложной игре, как шахматы. Но никто не перестал играть в шахматы. Люди продолжают соревноваться между собой. Это и есть суть соревнования. Новые технологии помогают человеку развиваться. Возможно, наши Аяна и Асылхан тоже немного волновались перед игрой с ИИ. Мы болели за них. Но и за программу тоже переживали — чтобы она показала достойный уровень. Можно сказать, мы болели за обе стороны. И отдельно хочу поблагодарить молодого новатора Абылая Нурске, который реализовал этот проект. Это событие — наш шаг в эру ИИ», — добавил Алихан Байменов.
В соответствии с духом времени, Всемирная федерация тогызкумалака и Федерация тогызкумалака РК при поддержке Министерства туризма и спорта РК активно внедряют новые технологии в развитие тогызкумалака. Помимо мобильных приложений, игра приобрела популярность в таких странах, как США и Канада.
Важно отметить, что новое поколение с уважением относится к национальному наследию, при этом успешно интегрируя современные технологии. Исторический поединок между чемпионами тогызкумалака и ИИ стал знаковым событием, которое будет способствовать популяризации и развитию интеллектуального спорта в будущем.
Впервые в истории среди игр, признанных ЮНЕСКО, искусственный интеллект победил человека. Напомним, что игра тогызкумалак была внесена в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО 17 декабря 2020 года.
Против ИИ выступили известные интеллектуальные спортсмены Казахстана:
Аяна Исахан
– Пятикратная чемпионка Казахстана
– Первая в истории чемпионка мира среди школьников
– Чемпионка Азии среди молодёжи
– Призёр чемпионатов Азии и мира среди женщин
– Чемпионка V Всемирных игр кочевников
Асылхан Кожанасип
– Международный мастер спорта
– Чемпион мира
– Первый обладатель титула «Интеллектуал Казахстана»
– Лауреат национальной премии «Алтын Тұғыр» 2024 года
– Чемпион V Всемирных игр кочевников
Призываем вас поддержать информационно это событие и вместе способствовать развитию интеллектуального спорта!
Контакты для связи:
+7 701 766 2682 — Әкім Тұрсұн
+7 707 730 08 17 — Ришат Асқарбекұлы