×

Недосказанность следствия: мать Айзат Жумановой не согласна с приговором суда

Она также требует дать правовую оценку действиям соседа Нурсултана Ногайбекова, который в ночь трагедии перевозил Айзат.

Недосказанность следствия: мать Айзат Жумановой не согласна с приговором суда
Коллаж Qaz365.kz

Сегодня был вынесен приговор по одному из самых резонансных судебных дел 2025 года, всколыхнувших всю страну. Муж 32-летней Айзат Жумановой, Айбар Жанболат, признанный виновным в жестоком избиении и убийстве супруги, приговорён к 14 годам лишения свободы. Однако, по словам потерпевшей стороны, в деле осталось слишком много невыясненных обстоятельств и вопросов, на которые так и не были даны ответы.

Редакция Qaz365.kzсвязалась с матерью погибшей, Салтанат Жумановой, которая до сих пор не может смириться ни с ходом расследования, ни с итоговым решением суда.

«На Айзат пытаются возложить вину посмертно»

Мать погибшей считает, что Айзат могла умереть раньше, чем это зафиксировано официально, а отдельные действия были направлены на сокрытие преступления.

«Я не согласна с первым судебным решением. С самого начала расследование велось с грубейшими нарушениями, я говорила об этом и вчера в прениях. В деле фигурируют два телефона, которые якобы были изъяты одновременно в двух разных местах, в селе Баласаз и в областной больнице Талдыкоргана. Расстояние между ними более ста километров, от Талдыкоргана до Баласаза около 120 километров. В 3:05 телефон якобы изымают в больнице, а уже в 3:10 в Аксуйском районе находят красный Samsung A10. Оба телефона якобы помещают в пакеты, нумеруют, опечатывают. Телефон из Аксу кладут в пакет №7, завязывают, ставят печать, затем помещают в белый полиэтиленовый пакет. А в Талдыкоргане телефон кладут уже в черный пакет. В итоге в деле фигурирует только один телефон. Второй просто исчез», – рассказала Салтанат Жуманова.

По ее словам, материалы дела содержат противоречивые и необъяснимые сведения о двух телефонах, найденных якобы одновременно в разных местах.

«Один из телефонов в деле отсутствует. Следователь Кәрімжанов говорит, что ему кто-то позвонил и сообщил о находке телефона. Но ведь можно установить, кто именно звонил. Он сам говорит: “Мне сообщили, что телефон найден”. Какой телефон? Зачем тогда нужен был телефон, найденный в Талдыкоргане? Почему два телефона появляются в двух разных местах? Я требовала передать мне оба телефона, но ни один из них мне так и не показали. В итоге нет ни одного», – говорит мать погибшей.

Салтанат Жуманова убеждена, что сторона обвиняемого пытается посмертно очернить Айзат, чтобы смягчить вину Айбара Жанболата.

«Все его слова о том, что Айзат якобы кому-то звонила и поэтому он приревновал, ничем не доказаны. Это была попытка снять с себя ответственность, переложив вину на мою дочь», – подчеркнула она.

По ее словам, в суде она прямо задала вопрос: если был звонок, значит был живой человек, который разговаривал с Айзат. Почему его не представили суду? Почему никто не доказал, что этот человек существует? Ни суду, ни следствию никто этого так и не показал. В итоге все это оказалось ложью, но репутация ее дочери уже была опорочена.

Загадка двух телефонов так и не раскрыта

Салтанат Жуманова считает, что ответственность лежит и на представителях следственных органов.

«Говорят, это ошибка старшего криминалиста Аксуйского района Кәрімжанова. Но разве допустимо, чтобы человек, работающий в таком органе, под присягой допускал подобные ошибки? В начале расследования он вообще не участвовал. Лишь позже мы узнали о существовании двух телефонов. Судья поручил вызвать его, и он пришел только в день прений, до обеда. Но так и не смог внятно объяснить свои действия. Он говорит: “Я так сделал, потому что мне сообщили, что телефон найден”. Но что именно он положил в пакет №7? Этот пакет есть в деле. В чёрный пакет, который вынесли из больницы, тоже есть фото. Что же тогда происходило на самом деле? Это ведь официальные лица, а речь идет о гибели человека», – говорит мать погибшей.

Она подчеркивает, что никто, кроме непосредственного убийцы, не имел права лишать человека жизни.

«Почему эти люди до сих пор не привлечены к ответственности? Я прямо просила суд дать этому оценку, но в приговоре об этом не сказано ни слова. Ни о Калиаскаре, ни о других. Я называю это клеветой – когда мой зять утверждает, что Айзат якобы кому-то звонила и поэтому он ее избил. Но такого звонка не было. В Конституции четко сказано: никто не имеет права посягать на жизнь человека. Мы будем подавать апелляцию и добиваться ответственности для всех, кто допустил эти нарушения», – заявила Салтанат Жуманова.

Потерпевшая сторона требует наказать тех, кто не вызвал скорую помощь

Мать Айзат настаивает на возбуждении дел по фактам неоказания помощи и сокрытия преступления.

«Нужно дать правовую оценку тому, что в Суыксае мать Айбара слышала, как Айзат хрипит, но не вызвала скорую помощь. За это есть отдельная статья. Есть и статья за несообщение о преступлении. Но никто этим не занимается. У соседа Ногайбекова был телефон, у водителя, который вез Айзат, тоже был телефон, но никто не позвонил», – сказала она.

По ее словам, до сих пор не установлено, что происходило с Айзат по дороге из Баласаза в больницу.

«С 23:30 до 02:30, пока ее не привезли в больницу, где она была? Что с ней делали? Эти вопросы так и остались без ответа», – говорит Салтанат Жуманова.

Она также выражает недоверие показаниям медицинских работников.

«По всем признакам Айзат умерла еще до 3:05. В больницу ее доставили в 2:35. На видео видно, как санитарка разводит руками, словно говоря: “Она уже умерла”. Айзат лежала неподвижно, с признаками трупного окоченения. Ни движения, ни признаков жизни. Но в суде все повторяют заученную версию: “Поступила в 2:35, умерла в 3:05”. Разве врачи фиксируют время смерти по чьей-то подсказке? У них и времени-то на это нет», – говорит мать погибшей.

По ее словам, суд уже поручил провести полную проверку действий областной больницы Талдыкоргана.

Свидетель, который пришел в суд и исчез

Салтанат Жуманова также обратила внимание на еще один тревожный эпизод. Свидетель по имени Екатерина, работавшая домработницей в доме Айбара Жанболата и видевшая конфликт своими глазами, пришла в суд, но так и не дала показаний.

«Она видела ссору Айзат и Айбара, рассказывала, как он швырял еду в стену, как заставлял ее мыть. Но почему-то после обеда просто ушла, и никто не знает, почему. Разве это нормально?» – задаётся вопросом мать погибшей.

Она также требует дать правовую оценку действиям соседа Нурсултана Ногайбекова, который в ночь трагедии перевозил Айзат.

«Он образованный человек, у него был телефон. Расстояние 120 километров. За 2,5 часа пути можно было вызвать скорую, договориться о встрече, но никто этого не сделал. Это похоже на попытку скрыть преступление», – считает Салтанат Жуманова.

Дочь Айзат сейчас находится под опекой бабушки. С ребенком работают психологи, подключены органы опеки.

«Я оформила временную опеку. Специалисты помогли, психологи работают с ребенком. Она под наблюдением, развивается нормально. Я никому не запрещала навещать внучку. Но ни Айбар, ни его родители так и не пришли попросить прощения. Ни одного слова. А ведь простое человеческое извинение могло бы хоть немного облегчить боль», – сказала Салтанат Жуманова.

Она подчеркнула, что не может простить убийство дочери.

Напомним, ранее суд Жетысуской области приговорил Айбара Жанболата к 14 годам лишения свободы за умышленное убийство супруги Айзат Жумановой. Потерпевшая сторона намерена обжаловать приговор и добиваться привлечения к ответственности всех лиц, действия или бездействие которых, по их мнению, повлияли на исход трагедии.

Подписывайтесь на наш Telegram, там самая оперативная информация. Если есть, что сообщить, пишите нам в WhatsApp.

Лента новостей

Все новости →