Торегожина объявила о расширении списка политзаключенных Казахстана

Бақыт Есет

Экспертным советом

Коллаж Qaz365.kz

Правозащитница Бахытжан Торегожина объявила о расширении списка политических заключенных Казахстана решением Экспертного совета от 30 июня 2023 года, пишет Qaz365.kz.

В экспертный совет входят Галым Агелеуов, Лукпан Ахмедьяров, Зауреш Батталова, Гульмира Биржанова, Анара Ибраева, Евгений Жовтис, Ерлан Калиев и Бахытжан Торегожина.

Этим советом признаны политическими заключенными:

  1. Жыланбаев Марат, лидер незарегистрированной оппозиционной партии «Алга, Казахстан!», активист, известный марафонец. 24.05.2022 г. постановлением органа досудебного расследования деяния М. Жыланбаева квалифицированы по ст.405 ч.2, ст.258 ч.1 УК РК. С 2022 года не может зарегистрировать оппозиционную партию «Алга, Казахстан!». Был кандидатом в депутаты Мажилиса на выборах в марте 2023 года. Мы писали о его задержании.
  2. Сембай Асқар – гражданский активист из г. Астана. Был задержан полицией 12.05.2023 г. за «участие в деятельности запрещенной организации». 13.05.2023 года вынесено постановление о квалификации деяния по ст.405 ч.2 УК. А.Сембай с 2019 года участвовал в мирных протестных акциях с требованиями соблюдения прав человека, подвергался преследованиям со стороны правоохранительных органов. За выражение мнения и убеждения, реализацию права на свободу мирных собраний неоднократно подвергался административным арестам и штрафам.
  3. Башанов Жандарбек, гражданский активист из г. Уральск, 17.05.2023 г. задержан и водворен в ИВС УП г. Уральска, 19.05.2023г. постановлением органа досудебного расследования деяния Ж.Башанова квалифицированы по ст.405 ч.2 УК РК.
  4. Альтаев Нұржан, лидер незарегистрированной партии «Ел Тірегі», бывший вице-министр сельского хозяйства, вице-министр труда и соцзащиты РК и экс-депутат Мажилиса Парламента РК. 07.06.2023 г. признан подозреваемым по уголовному делу, деяния Альтаева Н.Б. квалифицированы по ст.366 ч. 4 УК РК. Нуржан Альтаев неоднократно подвергался административным арестам по 15 суток за нарушение правил организации мирных собраний. Мы писали о его задержании.
  5. Канатов Нурлан, блогер, гражданский активист, общественный деятель из г. Тараза. Кавалер ордена «Құрмет». 07.02.2023 г. Канатов был задержан и помещен в ИВС, его деяния квалифицированы по ч.3 ст.419 УК РК (заведомо ложный донос).
  6. Данебаев Тимур, приговором от 15.06.2023 г. признан виновным по ст.174 УК РК и ему назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы. После январских событий, в феврале 2022 года, Данебаев подал заявление в полицию, требуя привлечь к ответственности президента страны. Он посчитал, что президент, заявив о нападении на г. Алматы «20 тысяч террористов», распространил недостоверную информацию.
  7. Мұхаммедкәрім Думан, журналист, автор канала «Ne Deidi» в YouTube. 22.06.2023 г. деяния Д. Мұхаммедкәріма квалифицированы по ч.1 ст.258 и ч.2 ст.405 УК РК. Д. Мұхаммедкәрім освещал январские события, а также судебные процессы над задержанными после этих событий. Критиковал власть и открыто говорил о коррупции. Мы писали о его задержании, затем его арестовали на два месяца.

Экспертный совет также высказался о статья Уголовного кодекса РК.

“Статьи 174, 258 и 405 Уголовного кодекса Республики Казахстан рассматриваются Экспертным советом как «политические», позволяющие привлекать к уголовной ответственности оппозиционных политиков и гражданских активистов, не призывавших к насилию, осуществлявших мирную протестную деятельность и реализовывавших свои права на свободу слова и выражения мнения, свободу мирных собраний, свободу объединения и политического участия.

В случаях привлечения к уголовной ответственности оппозиционных политиков или гражданских активистов, журналистов и правозащитников по другим статьям Уголовного кодекса Республики Казахстан Экспертный совет рассматривает их статус политических заключенных в контексте наличия признаков политической мотивированности их уголовного преследования, до тех пор, пока власти в ходе досудебного расследования и судебного разбирательства с соблюдением всех стандартов справедливого и беспристрастного суда не докажут их виновность вне пределов разумных сомнений и исключат любые предположения, что их преследование связано с оппозиционной политической, журналистской, правозащитной деятельностью или гражданской активностью”, – пишут в экспертном совете.

Ранее Лукпана Ахмедьярова, входящего в совет, переводили в камеру для подозреваемых в уголовных преступлениях без вручения постановления. Также участились нападения на журналистов. Журналист Данияр Молдабеков сообщил о нападении в подъезде. Ранее журналист Вадим Борейко сообщал о взрыве двух автомобилей его оператора. Борейко связал эти действия со своей профессиональной деятельностью, после того, как вандалы разрисовали двери его дома и подъезда. По его словам, акции устрашения журналистов, как с Динарой Егеубаевой, Самал Ибраевой (взломали сайт и разгласили личные данные), Гульжан Ергалиевой (разбитые двери) и Гульнары Бажкеновой (телефонные угрозы) могут координироваться из одного центра.

Ранее в феврале Самал Ибраева сообщила о присланной коробке с мясом с семейным фото главного редактора внутри. В январе основательница и главред Ulysmedia.kz также сообщала о взломе сайта и утечке личных данных. Тогда она предположила, что это давление на СМИ в общем, а не точечная инициатива.

Тремя днями др этого еще одна журналистка Динара Егеубаева заявляла, что на ее сына напали с пистолетом. До этого 14 января журналистка сообщала о поджоге ее автомобиля в Алматы.

Недавно журналиста в СИЗО Козачкова лишили помощи адвоката. Михаила Козачкова задержало 18 декабря Агентство по финансовому мониторингу, медиа-сообщество тогда обратилось к президенту с утверждением, что это “пример нарушения конституционных прав”. В конце декабря в Алматинском городском суде рассмотрели частные жалобы адвокатов и постановили, что Козачков будет сидеть до февраля. 13 января задержанный журналист дал интервью из СИЗО, где сказал, что его задержание это инструмент давления. 20 февраля он поблагодарил представителей общественности, добивавшихся его освобождения – а также извинился перед теми, кто “пострадал от его публикаций”.