Условия описаны ниже
Регулятор передумал согласовывать выплату дивидендов банков, которые получали госпомощь, и предусмотрел досрочный возврат части госсредств, пишет Qaz365.kz со ссылкой на 5media.
О чем еще написано в новом проекте АРРФР? Проект документа опубликован на сайте «Открытые НПА» и будет обсуждаться до 25 апреля.
Под ограничения попадут банки, которые получали средства из госбюджета, от Нацфонда, Нацбанка и его «дочек», полученные в рамках повышения финустойчивости и оздоровления, по которым имеется доход от первоначального признания или изменения условий обязательств.
Банк самостоятельно рассчитывает, какую часть прибыли он может распределять для выплаты дивидендов акционерам в соответствии с Правилами. Расчет суммы должен быть подтвержден отчетом аудиторской организации. Требования к такому отчету аудиторов также указаны в правилах.
В первом варианте проекта предлагалось согласовывать распределение прибыли и выплату дивидендов с АРРФР. Агентство со своей стороны должно было принять решение в течение 10 дней. Однако, в нынешней редакции отказались от процесса согласования.
Финрегулятор ввел четкое определение госсредств. К ним относятся вклады, облигации, займы, полученные для оздоровления банка из госбюджета, от Нацфонда, Нацбанка и его «дочек», а также госсредства, предоставленные через субъекты квазигосударственного сектора. В частности, речь идет об облигациях, которые банки выпустили в 2017 году в рамках Программы повышения финансовой устойчивости банковского сектора. С 2017 по 2020 годы они совокупно получили госсредств на сумму более 700 млрд тенге.
Под указанные в Правилах госсредства не попадают деньги, выделенные в целях поддержки субъектов предпринимательства (Экономика простых вещей в различных отраслях экономики и ипотечного кредитования и рефинансирования ипотечных займов. То есть речь идет о программах поддержки предпринимательства, например, Экономика простых вещей, Программы поддержки МСБ и тд) и ипотечных программы, например, 7-20-25.
При этом банк должен вернуть госсредства в течение трех месяцев, если это предусмотрено условиями предоставления госсредств. Если досрочный возврат не предусмотрен – банк должен получить согласие у своего кредитора и вернуть эти деньги в течение 1 месяца.
Будет ли эта норма действовать каждый раз при выплате дивидендов или это разовая акция – не прописано.
В 2017-2020 годах пять банков (Евразийский банк, БЦК, Нурбанк, Bank RBK, Jusan) получили господдержку на сумму более 70 млрд тенге в рамках программы повышения финансовой устойчивости, которую запустил Нацбанк в 2017 году под руководством Данияра Акишева. Банки выпустили субординированные облигации под 4% на 15 лет, а выкупила их «дочка» Нацбанка – Казахстанский фонд устойчивости (КФУ).
Одним из требований был отказ от выплаты дивидендов без уточнения сроков и условий. Причем из всех перечисленных с 2017 года дивиденды не выплачивают только Евразийский банк, Нурбанк и БЦК.
Halyk Bank приобрел Казкоммерцбанк вместе с депозитом, который последний получил в 2015 году от Фонда проблемных кредитов. Тогда ФПК предоставил ККБ обусловленное финансирование на 250 млрд тенге на 10 лет под 5,5%.
Летом 2017 года Halyk Bank купил 96,8% акций Казкома за 2 тенге. В это же время ФПК пересмотрел условия по депозиту с 5,5% до 0,1% и продлил депозит до июля 2037 года. Изменил ФРП и условия по досрочному изъятию этого депозита: фонд обязался уплатить неустойку в размере 50% от суммы депозиты в случае досрочного истребования депозита.
Новый проект АРРФР — это вторая версия документа, который должен ограничить банки, получившие госпомощь, в выплате дивидендов своим акционерам. Первый проект документа Агентство опубликовало в январе 2022 года и должно было пройти обсуждение с Ассоциацией финансистов РК и НПП.